Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» начального общего образования Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у них универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме впроцессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы пофизической культуре являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями вразличных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общийязык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы пофизической культуре являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценкуна основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы ихисправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения ивзаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха изанятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки вдвижениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталоннымиобразцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранятьхладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видовспорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы пофизической культуре являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовыватьотдых и досуг с использованием средств физической культуры; — излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовойи военной деятельностью; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину имассу тела), развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр исоревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательныхдействий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающихупражнений; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различнымиспособами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Предметные результаты достигаются за счѐт реализации программы учебногопредмета: Знания о физической культуре Выпускник научится:ориентироваться в понятиях«физическая культура», «режимдня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств; раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств; ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие; характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе). Выпускник получит возможность научиться: выявлять связь занятий физическойкультурой с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учѐтом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своегоздоровья, физического развития и физической подготовленности. Способы физкультурной деятельности Выпускник научится: отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки ифизкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами; организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей. Выпускник получит возможность научиться:вести тетрадь по физической культуре сзаписями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; выполнять простейшие приѐмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Физическое совершенствование Выпускник научится:выполнять упражнения по коррекции и профилактикенарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); выполнять организующие строевые команды и приѐмы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно); выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объѐма); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: сохранять правильную осанку,оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощѐнным правилам; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России); выполнять нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО Целью внедрения Комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации. Комплекс ГТО направлен на обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Задачи Комплекса ГТО: 1) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой испортом; 2) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизниграждан; 3) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; 4) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; 5) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового,детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Содержание программы учебного предмета «Физическая культура» начального общего образования Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Из истории физической культуры: история развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Исторические данные о создании, развитии комплекса ГТО и самоподготовке к сдаче норм ВФСК ГТО. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах). Физическое совершенствование Физкультурно - оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой, в том числе на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО Спортивно - оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения.Упоры;седы;упражнения в группировке;перекаты;стойкана лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой наруки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы,перемахи. Гимнастическая комбинация. Например,из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис, стоя и обратноедвижение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги. Опорный прыжок: сразбега через гимнастического козла. Гимнастические упражненияприкладногохарактера. Прыжки со скакалкой.Передвижение по гимнастической стенке.Преодолениеполосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра,прыжками и с ускорением,сизменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча(1кг)на дальность разными способами. Метание: малогомяча в вертикальную цель и на дальность. Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение. Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду;передвижение по дну бассейна;упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласованиеработырук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованиемстроевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения накоординацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражненияна выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Общеразвивающие упражнения. На материале гимнастики с основами акробатики Развитие гибкости: широкие стойки на ногах;ходьба с включением широкого шага,глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи по очередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длинной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижениешагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках,с предметами на голове,с заданной осанкой;виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контрольощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укреплениямышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры наруки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений спостепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклоннойгимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением впередпоочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх - вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах. На материале легкой атлетики Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно. Развитие быстроты:повторное выполнение беговых упражнений с максимальнойскоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений;броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами. Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег надистанцию до 400 м;равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков;повторноепреодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием. На материале лыжных гонок Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге, после двух - трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умереннойинтенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций. Структура и содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТОКомплекс состоит из 11 ступеней для различных возрастных групп населения: I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет); II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет); и т. д.Комплекс состоит из следующих частей: первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности населения, на основании результатов выполнения установленных нормативов с последующим награждением знаками отличия Комплекса ГТО; вторая часть (спортивная) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов. Нормативно-тестирующая часть Комплекса ГТО состоит из трех основных разделов: 1) виды испытаний (тесты) и нормативные требования; 2) оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта; 3) рекомендации к недельному двигательному режиму. Виды испытаний (тесты) и нормативные требования включают: виды испытаний (тесты), позволяющие определить развитие физических качеств иприкладных двигательных умений и навыков граждан; нормативы, позволяющие оценить уровень развития физических качеств в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека, представленные в государственных требованиях к физической подготовленности населения Российской Федерации (приложение № 1). Виды испытаний (тесты), входящие в Комплекс ГТО, подразделяются на обязательные и по выбору. Обязательные испытания (тесты) в соответствии со ступенями:испытания (тесты) на развитие быстроты; испытания (тесты) на определение развития скоростных возможностей; испытания (тесты) на определение развития выносливости; испытания (тесты) на определение скоростно-силовых возможностей; испытания (тесты) на определение развития силы и силовой выносливости; испытания (тесты) на развитие гибкости. Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями:испытания (тесты) на развитие координационных способностей; испытания (тесты) на овладение прикладным навыком. Виды испытаний (тесты), входящие в Комплекс ГТО, выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс ГТО (приложение № 3). Испытания (тесты) на силу, быстроту, выносливость и гибкость являются обязательными для получения знаков отличия Комплекса ГТО. Выполнение видов испытаний (тестов), направленных на овладение прикладными навыками и развитие координационных способностей, осуществляется по выбору. Организация проведения испытаний (тестов), входящих в Комплекс ГТО, осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными вприложении № 4. Виды испытаний (тесты) и нормативы Комплекса ГТО, государственные требования кним, требования к оценке знаний и умений, а также порядок организации и проведениятестирования всех групп населения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферездравоохранения. Спортивная часть Комплекса ГТО включает разрядные требования для многоборий,состоящих из видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс ГТО(приложение № 2). Нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных разрядов и спортивных званий по видам многоборий Комплекса ГТО, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта 8 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 1 класс - 99 ч. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тематическое планирование Знания о физической культуре – 1 ч. Инструктаж по технике безопасности и организационно-методические указания. Легкая атлетика – 3 ч. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Техника челночного бега. Тестирование челночного бега З х 10 м. Основы знаний по физической культуре – 1 ч. Возникновение физической культуры и спорта. Легкая атлетика – 1 ч Тестирование метания мешочка. Подвижные игры – 1 ч. Русская народная подвижная игра «Горелки». Знания о физической культуре – 3 ч. Олимпийские Игры. Что такое физическая культура? Темп и ритм. Подвижные игры – 1 ч. Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра «Мышеловка». Знания о физической культуре -1 ч. Личная гигиена человека. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование метания теннисного мяча на точность. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 c. Тестирование прыжка в длину с места. Гимнастика с элементами акробатики – 4 ч. 9 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Инструктаж по технике безопасности. Тестирование подтягивания на перекладине. Тестирование виса на время. Стихотворное сопровождение на уроках. Стихотворное сопровождение как элемент развития координации движений. Подвижные игры – 11 ч. Инструктаж по технике безопасности. Ловля и броски мяча в парах. Подвижная игра «Осада города». Индивидуальная работа с мячом. Школа укрощения мяча. Подвижная игра «Ночная охота». Глаза закрывай — упражненье начинай. Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры с мячом. Школа укрощения мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». Глаза закрывай — упражненье начинай. Эстафета с предметами. Гимнастика с элементами акробатики – 17 ч. Инструктаж по технике безопасности. Перекаты. Разновидности перекатов. Техника выполнения кувырка вперед. Кувырок вперед. Стойка на лопатках, «мост». Стойка на лопатках, «мост» — совершенствование. Инструктаж по технике безопасности. Стойка на голове. Лазанье по гимнастической стенке. Перелезание на гимнастической стенке. Висы на перекладине. Круговая тренировка. Прыжки со скакалкой. Прыжки в скакалку. Совершенствование. Круговая тренировка. Инструктаж по технике безопасности. Вис углом на гимнастической стенке. Вис прогнувшись на гимнастической стенке. Вращение обруча. 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 Лыжная подготовка – 16 ч. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. Передвижение с лыжами до места занятия. Построение, строевые упражнения с лыжами. Ступающий шаг на лыжах без палок. Скользящий шаг на лыжах без палок. Повороты переступанием на лыжах без палок. Ступающий шаг на лыжах с палками. Скользящий шаг на лыжах с палками. Совершенствование. Поворот переступанием на лыжах с палками. Инструктаж по технике безопасности. Подъем и спуск под уклон на лыжах без палок. Подъем и спуск под уклон на лыжах с палками. Прохождение дистанции 1 км на лыжах. Скользящий шаг на лыжах «змейкой» без палок. Скользящий шаг на лыжах «змейкой» с палками. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. Контрольный урок по лыжной подготовке. Подвижные игры – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра «Белочка-защитница». Прохождение полосы препятствий. Прохождение усложненной полосы препятствий. Легкая атлетика – 15 ч. Инструктаж по технике безопасности. Техника прыжка в высоту с прямого разбега. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в высоту спиной вперед. Прыжки в высоту. Броски и ловля мяча в парах. Броски и ловля мяча в парах. Совершенствование. Ведение мяча. Ведение мяча в движении. Инструктаж по технике безопасности. Эстафеты с мячом. Подвижные игры с мячом. Подвижные игры на внимание. Броски мяча через волейбольную сетку 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Точность бросков мяча через волейбольную сетку. Подвижная игра «Вышибалы через сетку». Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций. Инструктаж по технике безопасности. Бросок набивного мяча от груди. Плавание (теория)-2ч. Правила безопасного поведения на водоемах. Виды плаваний и техника их выполнения. Гимнастика с элементами акробатики – 7 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование виса на время. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Тестирование прыжка в длину с места. Тестирование подтягивания на низкой перекладине. Тестирование подъема туловища за 30 с. Техника метания на точность. Тестирование метания малого мяча на точность. Подвижные игры – 1 ч. Подвижные игры для зала. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Беговые упражнения Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 3*10 м. Тестирование метания мешочка на дальность. Подвижные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Русская народная подвижная игра «Горелки». Командные подвижные игры. 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 2 класс – 102ч № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тематическое планирование Знания о физической культуре – 2 ч. Инструктаж по техники безопасности на уроках физической культуры. Физические качества. Летая атлетика – 9 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 4 х 10 м. Тестирование бега на 60 м. Народная игра «городки». Прыжок в длину с места. Народная игра «городки». Техника прыжка в длину с разбега. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Прыжок в длину с разбега на результат. Тестирование метания теннисного мяча на точность. Тестирование прыжка в длину с места. Гимнастика с элементами акробатики – 4 ч. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с. Тестирование подтягивания на перекладине. Бросок набивного мяча (1.5 кг) сидя из-за головы. Подвижные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра «Кот и мыши». Подвижные игры с мячом. Знания о физической культуре – 1 ч. Режим дня. Спортивные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Ловля и броски мяча в парах. Подвижная игра «Осада города». 13 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Знания о физической культуре – 1 ч. Частота сердечных сокращений, способы ее измерения. Спортивные игры – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Ведение мяча. Упражнения с мячом. Спортивные игры с мячом. Гимнастика с элементами акробатики – 23 ч. Инструктаж по технике безопасности. Кувырок вперед. Кувырок вперед с трех шагов. Кувырок вперед с разбега. Усложненные варианты выполнения кувырка вперед. Стойка на лопатках, «мост». Круговая тренировка. Инструктаж по технике безопасности. Стойка на голове. Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. Различные виды перелезаний. Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. Круговая тренировка. Прыжки со скакалкой. Прыжки со скакалкой в движении. Круговая тренировка. Инструктаж по технике безопасности. Вис прогнувшись на гимнастической стенке. Поднимание ног на гимнастической стенке. Лазание по канату в три приема. Варианты вращения обруча. Лазанье по канату и круговая тренировка. Круговая тренировка. Прыжки со скакалкой разными способами. Лазание по гимнастической скамейке. Упражнения с обручем. Подвижные игры – 1 ч. Подвижная игра «Белочка-защитница». Лыжная подготовка – 16 ч. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Передвижение с лыжами до места занятия и обратно. Надевание лыж, построение. Строевые упражнения на лыжах и без лыж. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок. Повороты переступанием на лыжах без палок. Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками. Инструктаж по технике безопасности. Торможение падением на лыжах с палками. Прохождение дистанции 1 км на лыжах. Повороты переступанием на лыжах с палками и обгон. Подъем на склон «полу-елочкой» и спуск на лыжах. Подъем на склон «елочкой». Передвижение на лыжах «змейкой». Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра на лыжах «Накаты». Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. Контрольный урок по лыжной подготовке. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в высоту с прямого разбега, совершенствование. Прыжок в высоту спиной вперед. Контрольный урок по прыжкам в высоту. Подвижные игры – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Правила подвижных игр с мячом. Подвижная игра «Вышибалы через сетку». Подвижные игры на внимание. Народная игра «городки». Эстафеты с мячем. Спортивные игры – 10 ч. Инструктаж по технике безопасности. Броски мяча в кольцо способом «сверху». Ведение мяча и броски в баскетбольное кольцо. Броски мяча в баскетбольное кольцо способом «снизу». Круговая тренировка. Броски мяча через волейбольную сетку. Броски мяча через волейбольную сетку на точность. Броски и ловля мяча в парах. Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций. 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Контрольный урок по броскам мяча через волейбольную сетку. Бросок набивного мяча из-за головы на дальность. Гимнастика с элементами акробатики – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование виса на время. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Плавание (теория) – 1 ч. Техника безопасности на водоемах. Гимнастика с элементами акробатики – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование подтягивания на низкой перекладине. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30. Легкая атлетика – 2 ч. Техника метания на точность. Народная игра «городки». Тестирование метания малого мяча на точность. Плавание (теория) – 1 ч. Виды плавания и техника выполнения. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Беговые упражнения. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 3 х 10 м. 1 Тестирование метания мешочка (мяча) на дальность. Подвижные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра «Хвостики». Подвижная игра «Воробьи – вороны». Народная игра «городки». Легкая атлетика – 3 ч Инструктаж по технике безопасности. Беговые упражнения. Бег на 1000 м. Тестирование бега на 60 м. с высокого старта. Подвижные игры -3ч Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры с мячом. Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты с мячом. 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 3 класс – 102ч Тематическое планирование Знания о физической культуре – 1 ч. Техника безопасности на уроках физической культуры. Легкая атлетика – 5 ч. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование бега на 60 м с высокого старта. Тестирование бега на 100 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 4 х 10 м. с низкого старта. Тестирование бросков набивного мяча (1.5кг) сидя из-за головы. Тестирование прыжка в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Совершенствование техники прыжков в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега на результат. Тестирование метания теннисного мяча на точность. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек. Подвижные и спортивные игры –8ч. Инструктаж по технике безопасности. Ведение мяча. Подвижные игры с мячом «Перестрелка». Разминка в движении, варианты паса мяча ногой, правила спортивной игры «Футбол». Пас и его значение для спортивных игр с мячом. Спортивная игра «Футбол». Народная игра «Городки». Футбольные упражнения. Футбольные упражнения в парах. Спортивная игра «Финский футбол» Подвижная игра «Осада города». Знания о физической культуре – 1 ч. 17 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Закаливание. 1 Гимнастика с элементами акробатики – 23 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование подтягивания на перекладине. Тестирование виса на время. Инструктаж по технике безопасности. Кувырок вперед. Кувырок вперед с разбега и через препятствие. Варианты выполнения кувырка вперед. Инструктаж по технике безопасности. Кувырок назад. Кувырки. Совершенствование. Круговая тренировка. Стойка на голове. Стойка на руках. Круговая тренировка. Инструктаж по технике безопасности. Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. Прыжки в скакалку. Круговая тренировка. Прыжки в скакалку в тройках. Инструктаж по технике безопасности. Лазанье по канату в три приема. Круговая тренировка. Упражнения на гимнастическом бревне. Упражнения на гимнастической перекладине. Круговая тренировка. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. Варианты вращения обруча. Круговая тренировка. Лыжная подготовка – 22 ч. Инструктаж по технике безопасности. Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками. Попеременный двушажный ход на лыжах. Повороты на лыжах переступанием. Одноврменный двушажный ход на лыжах. Повороты на лыжах переступанием и прыжком на результат. Одновременный двушажный ход на лыжах на результат. Инструктаж по технике безопасности. Подъем «полу-елочкой» и «елочкой». 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 Повороты на лыжах переступанием на результат. Подъем «полу-елочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах. Попеременный двушажный ход на лыжах. Совершенствование. Одновременный двушажный ход на лыжах. Совершенствование. Инструктаж по технике безопасности. Повороты на лыжах переступанием и прыжком. Подъем «полу-елочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах на результат. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой». Одновременный двушажный ход на лыжах на результат. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой. Совершенствование. Подвижная игра на лыжах «Накаты». Спуск под уклон в основной стойке на лыжах. Спуск на лыжах со склона в низкой стойке. Повороты на лыжах прыжком на результат. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. Контрольный урок по лыжной подготовке. Подвижные игры – 5 ч. Инструктаж по технике безопасности. Эстафеты с мячом. Подвижные игры с мячом. Эстафеты с мячом, совершенствование. Подвижные игры на внимание. Подвижные игры на координацию движений. Народная игра «городки». Легкая атлетика – 5 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование челночного бега 3х10 метров. Броски набивного мяча снизу. Метание набивного мяча сидя из-за головы. Полоса препятствий. Усложненная полоса препятствий. Подвижные игры – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры с мячами. Эстафеты с мячами. Круговая эстафета. Легкая атлетика – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Прыжок в высоту с прямого разбега. 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Прыжок в высоту с прямого разбега на результат. Прыжок в высоту спиной вперед. Подвижные и спортивные игры – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. «Финский футбол». Народная игра «городки». Броски мяча через волейбольную сетку. Спортивная игра «Пионербол». Знания о физической культуре – 2 ч. Волейбол как вид спорта. Подготовка к волейболу. Легкая атлетика – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу». Броски набивного мяча правой и левой рукой. Плавание (теория) – 2 ч. Правила безопасного поведения на водоемах. Виды плавания и техника их выполнения. Легкая атлетика – 1 ч. Тестирование прыжка в длину с места. Народная игра «городки». Гимнастика с элементами акробатики – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование подтягивания на низкой перекладине. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек. Легкая атлетика – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование бега на 60 м с высокого старта. Бег на 1000 м. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 4 класс – 102ч Тематическое планирование Инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культурой. Легкая атлетика – 5 ч. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование бега на 60 м с высокого старта. Тестирование бега на 100 м с высокого старта. Тестирование челночного бега с низкого старта 4 х10 метров. Тестирование метания малого мяча (150 гр) на дальность. Подвижные и спортивные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Народная игра «Городки». Спортивная игра «Финский футбол». Легкая атлетика – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Техника прыжков в длину с разбега. Совершенствование техники прыжков в длину с разбега. Прыжок в длину с разбега на результат. Подвижные и спортивные игры – 1 ч. Народная игра «Городки». Легкая атлетика – 4 ч Инструктаж по технике безопасности. Бросок набивного мяча (1.5 кг) сидя из-за головы. Тестирование наклона вперёд из положения «стоя». Тестирование подъёма туловища из положения «лёжа» за 30 секунд. Тестирование прыжка в длину с места. Гимнастика с элементами акробатики – 2 ч. Тестирование «подтягиваний» и «отжиманий». Тестирование виса на время. Подвижные и спортивные игры – 9 ч. Инструктаж по технике безопасности. Броски и ловля мяча в парах. Упражнения с мячом. 21 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Броски и ловля мяча у стены. Подвижные игры с мячом. Подвижная игра «Осада города». Народная игра «городки». Гимнастика с элементами акробатики – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой. Кувырок вперёд. Кувырок назад. Совершенствование техники выполнения кувырков. Кувырок вперёд, с разбега и через препятствие. Знания о физической культуре – 1 ч. Зарядка. Народная игра «городки». Гимнастика с элементами акробатики – 3 ч. Кувырок назад. Круговая тренировка. Стойка на голове и на руках. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знания о физической культуре – 1 ч Гимнастика, её значение в жизни человека. Гимнастика с элементами акробатики – 14 ч. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастические упражнения. Висы. Лазание по гимнастической стенке и висы. Круговая тренировка. Прыжки в скакалку. Прыжки в скакалку в тройках. Инструктаж по технике безопасности. Лазание по канату в три приёма. Круговая тренировка. Вращение обруча. Инструктаж по технике безопасности. Вис прогнувшись на гимнастической стенке. Эстафеты с обручами. Эстафеты со скакалками. Совершенствование прыжков на колени и соскока махом рук. Круговая тренировка. 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Лыжная подготовка – 22 ч. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки. Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками. Попеременный и одновременный двушажный ход на лыжах. Одновременный одношажный ход. Одновременный безшажный ход. Подъём «ёлочкой», спуск в основной стойке. Подъём «лесенкой», торможение «плугом». Передвижение и спуск на лыжах «змейкой». Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра на лыжах «Накаты». Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра на лыжах «Подними предмет». Прохождение дистанции на лыжах 2 км. Совершенствование подъемов и поворотов на лыжах. Игра на лыжах «Кто дальше?». Повороты «переступанием» в движении и подъем «полу-елочкой». Оценивание поворота переступанием в движении. Оценивание подъема на склон «полу-елочкой». Игра «Кто дальше?», до 2 км. Эстафета на лыжах до 2 км. Эстафета с этапом до 50 м без палок. Передвижение на лыжах до 2 км со средней скоростью. Эстафеты. Передвижение на лыжах изученными ходами. Передвижение на лыжах со средней скоростью. Эстафеты. Прохождение дистанции 2 км изученными ходами. Эстафеты. Контрольный урок по лыжной подготовке. Оценивание результатов в гонке на 1 км. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Полоса препятствий. Усложнённая полоса препятствий. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в высоту способом «перешагивания». Знания о физической культуре – 1 ч. Подвижные игры с мячом. Физкультминутки. Гимнастика с элементами акробатики – 3 ч. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с опорным прыжком. Опорный прыжок. 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Контрольный урок по опорному прыжку. Подвижные и спортивные игры – 5 ч. Инструктаж по технике безопасности. Броски мяча через волейбольную сетку. Спортивная игра «Пионербол». Упражнения с мячом. Пионербольные упражнения. Народная игра «Городки». Легкая атлетика – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Броски набивного мяча. Броски набивного мяча правой и левой рукой. Плавание(теория) – 1 ч. Правила безопасного поведения на водоемах. Легкая атлетика – 2 ч. Тестирование подъёма туловища из положения лёжа, за 30 секунд. Тестирование прыжка в длину с места. Народная игра «городки». Гимнастика с элементами акробатики – 1 ч. Тестирование подтягиваний и отжиманий (количество раз). Плавание (теория) – 1 ч. Виды плавания и техника их выполнения. Подвижные и спортивные игры – 1 ч. Народная игра «городки». Легкая атлетика – 1 ч. Тестирование метания малого мяча на точность. Подвижные и спортивные игры – 1 ч. Инструктаж по технике безопасности. Спортивная игра баскетбол. Легкая атлетика – 4 ч. Инструктаж по технике безопасности. Беговые упражнения. Тестирование бега на 30 метров с высокого старта. Тестирование челночного бега 3 х 10 м. Метание малого мяча на дальность. Тестирование. Подвижные и спортивные игры – 2 ч. Инструктаж по технике безопасности. Футбольные упражнения. Спортивная игра «финский футбол». Легкая атлетика – 3 ч. 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 100 101 102 Инструктаж по технике безопасности. Тестирование бега на 30 м с низкого старта. Тестирование бега на 60 м с низкого старта. Бег на 1000 метров. 25 1 1 1