Рабочая программа Русский язык

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

программы

1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; –
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся
на уровне среднего общего образования
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Учитель только тогда
сможет правильно организовать обучение, когда будет хорошо представлять уровень знаний,
умений и навыков учащихся, что невозможно без постоянного контроля. Именно поэтому
организация четко спланированной, продуманной, гибкой и неформальной системы контроля
является
одним
из
резервов
повышения
эффективности
обучения.
Виды контроля:
-текущий;
-тематический;
-итоговый.
В итоговую проверку включается и тематическая, которая проводится в конце изучения
отдельных
разделов
и
тем.
При текущем контроле в практике работы используются разнообразные формы опроса по
новому
материалу
или
изученному
ранее:
индивидуальный,коллективный,фронтальный, уплотненный, выборочный.
Эффективными являются те формы опроса, которые делают контроль неформальным,
органически вплетающимся в конкретное содержание урока и при этом вытекают из задач курса.
Индивидуальный опрос – наиболее эффективная форма проверки знаний. Он может быть
устным и письменным. Из форм коллективного опроса чаще всего практикуются различные виды
письменных
работ.
При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять
монологическому высказыванию на лингвистическую тему. Слабым учащимся рекомендуется
давать образцы планов ответов по изучаемой теме. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый
ученик получил не одну оценку за устный монологический ответ.
На уроках обобщения и систематизации изученного возможно использовать такую форму
индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного
характера. Такая проверка знаний способствует развитию логического, абстрактного мышления
учащихся, умения обобщать, систематизировать, анализировать и сопоставлять изучаемый
материал.
При уплотненном (комбинированном) опросе часто применяют индивидуальные
карточки-задания. При этом 2-3 ученика могут работать по карточкам у доски, а остальные – в
тетрадях. При организации индивидуального письменного опроса возможно проведение
различного рода грамматических работ. Это и грамматические задания к диктантам, и
рассчитанные
на
часть
урока
или
на
весь
урок
контрольные
работы.
Одной из форм проверки знаний учащихся может стать комплексный анализ текста,
включающий задания речевого характера, различные виды разбора, объяснения орфограмм,
знаков препинания и т.п. Начинается комплексный анализ текста с выразительного чтения,
проводится в форме связного высказывания, предлагаемые к тексту вопросы представляют собой
план
этого
высказывания.
Важное место в системе оценки знаний учеников по русскому языку занимают тесты,
которые могут быть тематическими и итоговыми. В отличие от традиционной контрольной
работы, итоговые тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемых знаний, умений и
навыков Результаты тестирования определяют индивидуальный уровень овладения материалом
каждого ученика и являются основой для организации дифференцированного обучения.
Особое место в системе контроля занимают уроки обобщения и систематизации, которые
могут проводиться вместо традиционных уроков повторения. На этих уроках проверка знаний не
должна быть механическим повторением ранее изученного, а при опросе задания не должны
повторять те, которые использовались на уроках изучения и закрепления нового материала.
Опрос на уроках обобщения и систематизации предполагает такие задания, которые
вызывают «ситуацию интеллектуального затруднения», побуждают школьников анализировать
явления, классифицировать их, самостоятельно переносить усвоенные ранее знания и умения в
непривычную ситуацию, видеть и осознавать взаимосвязь явлений языка, т.е. формируют у
школьников
диалектическое
мышление.
Разновидностью урока обобщения и систематизации являются уроки-зачеты, основная
цель которых – выявить степень усвоения учащимися теоретических знаний и уровень
сформированности навыков и умений, определенных программой при изучении данного
материала.

Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и отдельным
ученикам, при этом целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний
и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных
целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач;
осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если
самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не
оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся,
который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления,
автоматизации
то
самостоятельная
работа
может
оцениваться
отметкой.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и
индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом
продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную
работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то
раздел программы работающей в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно
использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников,
чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа
становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в
собственных
силах.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме
письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений,
текстовых
заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность, их
выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных
орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на
не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписывают на доске.
Нецелесообразно
включать
в
диктанты
и
слова,
правописание
которых
находится
на
стадии
изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к
возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и
интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых
грамматический
явлений,
умения
производить
простейший
языковой
анализ
слов
и
предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в
содержании которых вводится не более 2 видов грамматического
разбора.
Хорошо успевающим целесообразно предложить дополнительное задание повышенной
трудности,
требующее
языкового
развития,
смекалки
и
эрудиции.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся
рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по
любому предмету. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной
ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе,
кратко
резюмировать
и
обобщать
знания.
Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая
модель» слова, «состав предложения», «синтаксический разбор предложения».
Формы контроля домашнего задания
1.Проверка тетрадей. Выполнение работы над ошибками. Качество этой работы проверяется
словарными
диктантами
на
уроке
или
по
индивидуальной
карточке.
2.Контроль выполнения письменных заданий на аналогичном языковом материале в классе
(охвачены
все
учащиеся)
и
ответами
у
доски
(индивидуально).
3.Просмотр тетрадей с домашними заданиями перед уроком учителем или его ассистентами.
4.Контроль
самостоятельной
работы
по
индивидуальным
карточкам.
5.Взаимный контроль при обмене тетрадями. Для осуществления такого контроля дети работают
парами и пользуются словарями, справочниками и др. средствами, эффективно развивая умения
само- и взаимоконтроля, а также волю и работоспособность.

Примерная тематика учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся 10-11 классов
1. Энциклопедия одного слова
2.Жизнь и творчество известных ученых-лингвистов XIX -XX веков (Ф.Ф.Фортунатов,
А.А.Шахматов, А.М. Пешковский, В.В.Виноградов и др.)
3.Виды синонимов.
4.Деловой русский язык
5. Источники и причины засорения речи
6.Наш дар бессмертный - речь (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).
7. Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
8. Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
9. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
10. Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
11. Языковой портрет личности.
12. Вопросы экологии языка в современном мире.
13. В.И. Даль. Хождение за словом. "Толковый словарь живого великорусского языка".
14. История причастий и деепричастий.
15. Имена прилагательные в названиях произведений.
16. Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
17. Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
18. Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
19. Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
20. Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
21. Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
22. Новые профессии в современном мире и их названия.
23. Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
24. Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.
25. Язык рекламы.

Содержание предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации
языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений
и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Тематическое планирование
Русский язык 10 класс
35 ч. – 1 ч. в неделю
№
п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25
26
27
28-29
30
31
32-33
34
35

Раздел, тема
Язык как знаковая система и общественное явление. Язык и общество
Повторение изученного. Комплексный анализ текста
Повторение изученного. Комплексный анализ текста
Входная контрольная работа
Язык как знаковая система. Основные функции языка
Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения
Язык и общество. Язык и культура
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире
Формы существования русского национального языка
Словари русского языка
Практикум. Работа со словарями
Контрольная работа по теме: «Язык как знаковая система и общественное явление
Язык и речь. Культура речи
Единицы языка. Уровни языковой системы
Культура речи как раздел лингвистики
Фонетика. Орфоэпические нормы
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфология. Морфологические нормы
Орфография. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
Контрольная работа по теме: «Язык и речь. Культура речи»
Речь. Речевое общение
Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности
Текст. Виды его преобразования
Признаки текста. Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия
Повторение изученного в 10 классе
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1

Тематическое планирование
Русский язык 11 класс
34 ч. – 1 ч. в неделю
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов

Язык. Общие сведения о языке. Повторение изученного в 10 классе
Техника безопасность на уроках. Повторение изученного в 10 классе
Повторение изученного в 10 классе
Русский язык в современном мире. Экология языка
Русский язык в современном мире. Экология языка
Входной контроль
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в
письменной речи
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Практикум. Пунктуационный анализ текста
Контрольная работа по теме «Синтаксические и пунктуационные нормы»
Функциональная стилистика и культура речи
Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка
Разговорная речь
Научный стиль
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Жанры публицистики. Хроника, репортаж.
Публицистический стиль. Интервью
Публицистический стиль. Очерк
Публицистический стиль. Язык рекламы
Культура публичной речи. Публичное выступление
Язык художественной литературы
Язык художественной литературы. Тропы и фигуры речи
Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента)
Практикум. Функционально-смысловые типы речи
Контрольная работа по теме «Функциональная стилистика и культура речи»
Повторение изученного
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы

5
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».