ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты: -сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Метапредметные результаты: -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; -владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; Предметные результаты : - сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;-) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; - владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; - сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; -сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников Выпускник на базовом уровне научится: - раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; - демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; - раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова; - понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; - объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; - применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; - составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; - характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; - приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; - прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; - использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; - приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); - проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков - в составе пищевых продуктов и косметических средств; - владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; - устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; - приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; - приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; - приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов; - проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; - владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; - осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; - критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно -научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; - представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; - использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; - объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной - с целью определения химической активности веществ; - устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; - устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 10 КЛАСС. Введение. 2 часа. Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Углеводороды. 8 часов. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. Алканы. 2 часа. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Алкены. 1час. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Алкадиены. 1 час. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Алкины. 1час. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон». Арены. 1час. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола. Нефть и способы переработки. 1 час. Контрольная работа «Углеводороды». 1 час. Кислородосодержащие соединения. 11 часов. Спирты. 2 часа. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Фенол. 2 часа. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола Альдегиды и кетоны. 1час. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. Кетоны. Карбоновые кислоты. 2 часа. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. Эфиры. Жиры. 2 часа. Получение, виды, применение. Реакция этерификации. Углеводы. 1 час. Углеводы, их классификация. Полисахариды. Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения» 1 час. Азотосодержащие соединения. 7 часов. Аминокислоты. 2 часа. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение альфа–аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. 2 часа. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Ферменты. Витамины. Лекарства. 1 час. Характеристика витаминов, гормонов. Ферменты, виды,свойства,значение. Практическая работа «Идентификация органических соединений». 1 час. Контрольная работа «Азотосодержащие соединения». 1 час. Искусственные и синтетические полимеры. 3 часа. Полимерные вещества, виды, свойства и применение. Повторение и обобщение курса химии 10 класса. 4 часа. 11 класс Строение вещества. 14 часов. Строение атома. 3ч. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d- элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Электроотрицательность. Строение вещества. 11ч. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов». Химические реакции. 9 часов. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Вещества и их свойства. 11 часов. Металлы. 2 часа. Окислительно - восстановительные свойства простых веществ. Металлы главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности. Неметаллы. 2 часа. Особенности строения, виды, свойства и применение. Кислоты. 2 часа. Кислоты, виды, свойства и значение. Практическая работа «Химические свойства кислот». Основания. 1 час. Основания, виды, свойства и применение. Соли. 3 часа. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид, сульфат и карбонат - анионы, катион аммония, катионы железа (II) . Практическая работа «Распознавание веществ». Генетическая связь. 1 час. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла и неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 класс. № п/п Раздел, тема урока Количество часов 2 Введение. 1 2 Предмет органической химии 1 Основные положения теории химического строения органических 1 соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Углеводороды. 8 3–5 6–7 Алканы и алкены Алкадиены и алкины. Практическая пластмасс и волокон». Арены. Бензол. Нефть. Контрольная работа «Углеводороды». 8 9 10 работа 3 «Распознавание 2 Кислородсодержащие соединения. 11–12 13–15 16–17 18–19 20 Единство химической организации в живых организмах. Спирты. Фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы, их классификация. Полисахариды. 21 Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения» Азотсодержащие соединения. 1 1 1 11 2 3 2 2 1 1 7 2 Амины, анилин. Белки. 22–23 Нуклеиновые кислоты. Ферменты. Витамины и гормоны. 24–25 Ферменты. Витамины и гормоны. 26 Практическая работа «Идентификация органических соединений». 27 28 Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения» Искусственные и синтетические полимеры. 2 1 1 1 3 29–31 Полимерные вещества, виды, свойства и применение. Повторение и обобщение курса химии 10 класса . 32–34 Повторение и обобщение курса химии 10 класса. Итоговая контрольная работа за год. 35 3 4 3 1 Итого 35 11 класс № п/п Раздел, тема урока Строение вещества. Количество часов 14 5 Атом - сложная частица. Состояние электронов в атоме. 2 Электронные конфигурации атомов химических элементов. Периодический закон и Периодическая система химических 2 элементов Д.И. Менделеева. Контрольная работа « Строение атома». Ионная химическая связь. 1 6–7 Ковалентная связь. 2 8–9 Металлическая и водородная химическая связь. 2 10 Кристаллические и аморфные вещества. 1 11–12 . Типы кристаллических решеток. 2 13 Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов». 1 14 Контрольная работа «Строение вещества». 1 1–2 3–4 Химические реакции 15–16 17–18 19 20 21 22 23 Классификация химических реакций. Скорость химических реакций Обратимость химических реакций. Химическое равновесие Дисперсные системы Истинные растворы. Гидролиз солей. Элетролиз. Контрольная работа «Химические реакции». Вещества и их свойства 24–25 26–27 28–29 30 31–33 34 Итого Металлы. Положение в Периодической таблице. Химические и физические свойства. Коррозия металлов. Металлургия Неметаллы Кислоты. Практическая работа «Химические свойства кислот». Основания Соли. Практическая работа № 3. «Распознавание веществ». Генетические ряды и генетическая связь в неорганической химии. Особенности генетического ряда в органической химии. 9 2 2 1 1 1 1 1 11 2 2 2 1 3 1 34