Рабочая программа по учебному предмету «Языковые нормы» 10 класс (70 часов) Планируемые результаты освоения программы курса «Языковые нормы» Личностные результаты: - представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; - способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; - увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств русского языка. Метапредметные результаты: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; Предметные результаты: - умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств; В результате изучения учебного предмета «Языковые нормы» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения, письма; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств Содержание курса Орфоэпические и фонетические нормы. Звуки и буквы: трудные случаи фонетического разбора. Произношение отдельных звуков и их сочетаний. Правила постановки ударения в словах. Лексические нормы. Лексическое значение слова, употребление слова в соответствии с лексическим значением и контекстом. Употребление слов-паронимов. Контекстные синонимы и антонимы. Разновидности омонимии. Употребление фразеологизмов в речи. Морфологические нормы. Грамматические категории существительного( категория рода, падежные формы). Грамматические формы прилагательного (степени сравнения, краткая форма прилагательных). Употребление числительных и местоимений в речи. Формы глагола (образование форм прошедшего времени, формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения, вариативность форм глаголов) Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота, нормы управления, нормы согласования, построение предложения с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений, употребление причастного оборота. Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся на уровне среднего общего образования Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Учитель только тогда сможет правильно организовать обучение, когда будет хорошо представлять уровень знаний, умений и навыков учащихся, что невозможно без постоянного контроля. Именно поэтому организация четко спланированной, продуманной, гибкой и неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности обучения. Виды контроля: текущий, тематический; итоговый. При текущем контроле используются разнообразные формы опроса по новому материалу или изученному ранее: индивидуальный, коллективный,фронтальный, уплотненный, выборочный. При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему. На уроках обобщения и систематизации изученного возможно использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Такая проверка знаний способствует развитию логического, абстрактного мышления учащихся, умения обобщать, систематизировать, анализировать и сопоставлять изучаемый материал. Одной из форм проверки знаний учащихся может стать комплексный анализ текста, включающий задания речевого характера, различные виды разбора, объяснения орфограмм, знаков препинания и т.п.. Важное место в системе оценки знаний занимают тесты, которые могут быть тематическими и итоговыми. В отличие от традиционной контрольной работы, итоговые тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемых знаний, умений и навыков Результаты тестирования определяют индивидуальный уровень овладения материалом каждого ученика и являются основой для организации дифференцированного обучения. Особое место в системе контроля занимают уроки обобщения и систематизации. Опрос на уроках обобщения и систематизации предполагает такие задания, которые вызывают «ситуацию интеллектуального затруднения», побуждают школьников анализировать явления, классифицировать их, самостоятельно переносить усвоенные ранее знания и умения в непривычную ситуацию, видеть и осознавать взаимосвязь явлений языка. Разновидностью урока обобщения и систематизации являются уроки-зачеты, основная цель которых – выявить степень усвоения учащимися теоретических знаний и уровень сформированности навыков и умений, определенных программой при изучении данного материала. Контроль за уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, тестовых заданий. Тематическое планирование Языковые нормы, 10 класс 70 ч – 1ч. в неделю № п/п I 1 II 2 3-4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 III 17 18 19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30 31 32 33-34 35 36 IV 37 38 39 40 41-42 43-44 45 46 47 колРаздел, тема во час ов 1 Введение в курс. Цели и задачи курса. Понятие языковых норм (1 ч) 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 Фонетические и орфоэпические нормы (15 ч) Понятие фонетических и орфоэпических норм. Фонетический анализ слова. Трудные случаи фонетического анализа слова. Фонетический анализ слова (закрепление). Произношение согласных звуков и их сочетаний. Трудные случаи произношения согласных звуков и их сочетаний. Особенности русского ударения. Акцентологический минимум. Произношение форм прилагательных. Произношение форм существительных. Произношение глагольных форм. Произношение форм причастий и деепричастий. Фонетические и орфоэпические нормы (обобщение и систематизация). Проверочная работа по теме «Фонетические и орфоэпические нормы». Анализ проверочной работы по теме «Фонетические и орфоэпические нормы». Лексические нормы (19 ч ) Понятие лексических норм. Лексическое значение слова. Толковые словари. Лексическое значение слова. Толковые словари. Употребление слова в соответствии с лексическим значением. Употребление слова в соответствии с лексическим значением и контекстом. Разновидности омонимии. Употребление слов-паронимов. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Контекстуальные синонимы и антонимы. Понятие полисемии, плеоназма, тавтологии. Лексика и фразеология. Происхождение фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические нормы. Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа по теме «Лексические нормы». Анализ проверочной работы по теме «Лексические нормы». Морфологические нормы (18 ч) Понятие морфологических норм. Род несклоняемых существительных. Несклоняемые существительные, обозначающие фамилии. Род сложносокращенных имен существительных. Формы множественного числа имен существительных. Формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Грамматические категории существительного (обобщение и систематизация ). Нормы образования форм имен прилагательных. Нормы образования форм местоимений. 48 49 50 51 52 53 54 55 V 56 57 58 59 60 61-62 63 64 65 VI 66-68 69 70 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 Нормы образования форм наречий. Нормы образования форм собирательных числительных. Нормы образования форм дробных числительных. Нормы образования форм числительных, обозначающих целые числа. Нормы образования форм глаголов, причастий, деепричастий. Морфологические нормы (обобщение и систематизация). Проверочная работа по теме «Морфологические нормы». Анализ проверочной работы по теме «Морфологические нормы». Синтаксические нормы (10ч) Употребление причастного оборота. Употребление деепричастного оборота. Нормы управления. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Построение сложных предложений. Синтаксические нормы (обобщение и систематизация). Проверочная работа по теме «Синтаксические нормы». Анализ проверочной работы по теме «Синтаксические нормы». Обобщение и контроль (3 ч) Обобщение и систематизация знаний по курсу. Итоговая работа по курсу. Анализ итоговой работы.