ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ –реализовать этические установки по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; – признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; – сформировать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. ПРЕДМЕТНЫЕ знать: - методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез; - строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов, бактерий); - сущность биологических процессов и явлений; - современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, онтогенезу, систематике, эволюции; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ уметь: - объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; -устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза; -решать задачи разной сложности по цитологии, генетике; -распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению; -выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); -сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; -определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация); -анализировать влияние факторов риска на здоровье; результаты биологических экспериментов; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; -проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. «Биология как наука. Методы научного познания» 1 час Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция Раздел 2. «Клетка как биологическая система» 10 часов Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза Лабораторные работы: «Денатурация белка», «Влияние температуры на активность фермента», «Изучение клеток растений и животных под микроскопом». Решение задач в формате ЕГЭ. Раздел 3. «Организм как биологическая система» 6 часов Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков. Генетика пола. Генетика человека. Решение генетических задач. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Итоговый зачет. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел Всего часов Биология – наука о жизни 1 час Введение. Биология – наука о жизни. Разделы биологии. 1 2 1 Клетка как биологическая система 10 часов Клеточная теория. 1 1 3 Неорганические вещества в клетке Органические вещества в клетке. Лабораторная работа: «Денатурация белка». «Влияние температуры на активность фермента». 4 5 6 Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот. 1 Многообразие клеток живых организмов. 1 Прокариотическая клетка. 1 Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы. Лабораторная работа: «Изучение клеток растений и животных под микроскопом». 7 Хромосомы, их строение клетки. 8 Метаболизм: энергетический и пластический обмен и функции. Соматические и половые 1 1 9 Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Жизненный цикл клетки. Сходство и отличие митоза и мейоза. 1 10 Сравнительная характеристика клеток бактерий, грибов. 1 11 Решение задач в формате ЕГЭ. 1 12 1 Раздел 3. Организм как биологическая система 6 часов Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. 13 Размножение, способы размножения Онтогенез, присущие ему закономерности. Генетика. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов Решение генетических задач. Составление схем скрещивании. 14 15 16 17 Итоговый зачет. ИТОГО 1 1 1 1 1 17