Рабочая программа Практическая биология

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ
–реализовать этические установки по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и
их результатам;
– признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,
реализации установок здорового образа жизни;
– сформировать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания в области
биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,
связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

ПРЕДМЕТНЫЕ
знать:
- методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической
науки;
- основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил,
гипотез;
- строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов,
одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений,
животных, грибов, бактерий);
- сущность биологических процессов и явлений;
- современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике,
онтогенезу, систематике, эволюции;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
уметь:
- объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство,
общность
происхождения
живых
организмов, эволюцию растений и
животных, используя биологические теории, законы и правила; влияние мутагенов на
организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений,
наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; проявление
наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки;
пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;
-решать задачи разной сложности по цитологии, генетике;
-распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их
изображению;
-выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно);
-сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани,
органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы
и явления (обмен веществ, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и
хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений
и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;
-определять принадлежность
биологических
объектов
к
определённой
систематической группе (классификация);
-анализировать
влияние
факторов
риска на
здоровье;
результаты
биологических экспериментов;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде;
-проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных
технологий) биологической информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. «Биология как наука. Методы научного познания» 1 час
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Основные уровни
организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки
биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен
веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция
Раздел 2. «Клетка как биологическая система» 10 часов
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании
современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное
строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства
живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток
растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций
неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов,
липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме
человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа
ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического
обмена. Брожение и дыхание. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код
и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых
кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и
функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток.
Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление
клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза
Лабораторные работы: «Денатурация белка», «Влияние температуры на активность
фермента», «Изучение клеток растений и животных под микроскопом». Решение задач в
формате ЕГЭ.
Раздел 3. «Организм как биологическая система» 6 часов
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы,
аэробы, анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Фотосинтез, его
значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции
фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие
полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы
генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно - и
дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков.
Генетика пола. Генетика человека. Решение генетических задач.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость.
Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды
мутаций и их причины.
Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние
мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита
среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Итоговый зачет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Раздел

Всего
часов

Биология – наука о жизни 1 час
Введение. Биология – наука о жизни. Разделы биологии.
1

2

1

Клетка как биологическая система 10 часов
Клеточная теория.
1
1

3

Неорганические вещества в клетке Органические вещества в
клетке. Лабораторная работа: «Денатурация белка». «Влияние
температуры на активность фермента».

4
5

6

Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот.
1
Многообразие клеток живых организмов.
1
Прокариотическая клетка.
1
Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы. Лабораторная
работа: «Изучение клеток растений и животных под микроскопом».

7

Хромосомы, их строение
клетки.

8

Метаболизм: энергетический и пластический обмен

и функции. Соматические и половые 1
1

9

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Жизненный цикл клетки. Сходство и отличие митоза и мейоза.

1

10

Сравнительная характеристика клеток бактерий, грибов.

1

11

Решение задач в формате ЕГЭ.

1

12

1
Раздел 3. Организм как биологическая система 6 часов
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные,
автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.

13

Размножение, способы размножения Онтогенез, присущие ему
закономерности.
Генетика. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Изменчивость признаков у организмов
Решение генетических задач. Составление схем скрещивании.

14
15
16

17
Итоговый зачет.
ИТОГО

1
1
1
1

1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».