Рабочая программа Музыка

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса «Музыка» в 5-8 классах основной школы обеспечивает определённые
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
— осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени
общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры обучающегося как неотъемлемой
части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и
слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
— уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью,
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;

2

 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
 анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;

3

 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

4

 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Проектная деятельность на уроках музыки. Метод проектов относится к группе методов

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду
проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем
будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Темы проектов: «Стань музыкою слово…», «Распахни мне природа объятья…», «Образы
родины, родного края в музыкальном искусстве», «Авторская песня: любимые барды»,
«Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»,
«Классика на мобильных телефонах», «Музыкальные традиции моей семьи», «Мои любимые
музыкальные фильмы», «Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения» и так
далее.
Методы и формы оценки результатов: Слушание музыки, хоровое пение, тест.
Форма промежуточной аттестации – аттестация обучающихся по итогам четвертей на
основе результатов текущей аттестации.

5

Содержание курса
Основное содержание образования в 5-8 классе в примерной программе представлено
следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ
и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности
с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства.
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке
как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка
вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные
школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор — писатель — художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; сходство и различие выразительных средств разных
видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального
языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение,
взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы
и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм:
двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.
Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, их драматургическое и интонационное развитие
на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до XXI в.:
духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX—XXI вв.
(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных
обрядов.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные
черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского
профессионального музыкального творчества. Этническая музыка.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX—XXI вв., её стилевое
многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм).
Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и
симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, артрок), мюзикл, диско-музыка. ИКТ в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые,

6

струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой,
камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

7

Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой.
Интонационно — образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как
ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если
бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма,
былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие
искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и
музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски
в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и
мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь
для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как
носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной
музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа.
Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе
их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной
музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения
человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование
необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные
песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные,
торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические
песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных
образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и
патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о
животных и др.
Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с
инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит
Кикимора…».
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части
общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство
с
произведениями
программной
инструментальной
музыки:
симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на
основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных
народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как

8

части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество
как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и
других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат
печаль и радость…».
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее
значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной
с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр
фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и
выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.
Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и
произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения
композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных
истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные
интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку
народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий:
интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…». «Перезвоны».
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые
особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской
классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной
прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности.
Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве
писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной
страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления
о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых
людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 10. Всю жизнь мою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь,
красота?»
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей,
расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В.
Моцарта.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и
лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия,
этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов –
Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и
играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека,
оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора
связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как

9

самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда,
никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того
не знаешь».
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами
классиками и романтиками. (В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов –
В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств,
настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю
сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения
В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных
характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки.
Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного
произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных
жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также
исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство
с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого
являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.
Балет - искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства:
литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты,
кордебалет - массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное
действие, костюмы, декорации).
Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и
телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в
театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства,
которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и
музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального
события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации.
Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание
кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили
отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Обобщающий урок
1полугодия.
Взаимопроникновение
«легкой»
и
«серьезной
музыки»,
особенности
их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство
с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в
основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки
оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все
действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

10

Обобщение изученного материала по разделу: “Музыка и литература”
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность
музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика
средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в
музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы
древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение
материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в
русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического
развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст.
Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить
произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих
героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. «За отчий дом, за русский край…»
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героикоэпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление
темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне
природа объятья…»
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в разные исторические
эпохи, стилевые направления в творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях
композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления
через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души
человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные
музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. Фореллен-квинтет.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различные
исторические эпохи, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного
композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской
музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в
жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер
движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой
души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Народные истоки русской профессиональной музыки.

11

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки — на примере
произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент
национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность
сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух
своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым
стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых
входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера.
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов
симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра.
Дирижер.
Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии
№5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её
симфонического развития.
Урок 27. Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в
синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и
русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 28. Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство
с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка
художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка.
Полифония. Фуга.
Урок 29. Музыка на мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы
на примере творчества литовского художника — композитора М.Чюрлёниса. Живописная
музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая
палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция.
Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с
произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных
композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями,
читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы
различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 31. О подвигах, о доблести и славе…

12

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов –
драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений
различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр –
Реквием.
Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир…
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в
камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности»
Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.
Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 33. Мир композитора.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и
зарубежных композиторов.
Урок 34. С веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.
Урок 35. Обобщающий урок года
Содержание программы предмета «Музыка» 6 класс.
Тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста
и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая,
оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев,
партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской
музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя
музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического
развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки.
Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в
лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их
драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки –
романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3. Два музыкальных посвящения.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической
школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Урок 4. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

13

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития
музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских
трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической
школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности
музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности
голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки
(обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда
свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством
выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные
образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их
интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и
изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие
баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство
Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья:
знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической
партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII
в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной
культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки.
Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской
классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной
трактовки.
Урок 13. «Перезвоны». Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской
классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр
молитвы в музыке отечественных композиторов.

14

Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке
Баха.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно
живое искусство, возвышающее душу человека.
Урок 15. Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности
органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл:
токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной
музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных
жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального
материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения
«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды.
Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской
песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных
образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт,
концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных образов.
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения
«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза
(спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере
образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты
музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

15

Урок 20. Образы камерной музыки.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная
инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие
как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип
развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра
инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки:
камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических
и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения
музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о
жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка
в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения
человека, его жизнь в многообразных проявлениях.
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура
концерта. Инструментальный
концерт эпохи
барокко. Программная музыка.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Картинная галерея.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Контраст образных сфер. Моделирование ситуации
восприятия
не
программного
произведения.
Выразительные
возможности
электромузыкального инструмента
Урок 24. Образы симфонической музыки.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической
музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности:
Г.Свиридов.
Урок 25. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического
оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности
музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в
программной музыке.
Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.
Урок 27. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.
Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения
музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне
противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. Программная увертюра. Особенности трактовки драматической и
лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки:
увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры.

16

Урок 29. Увертюра «Эгмонт».
Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение
противоборствующих сил.
Урок 30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития
(контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной,
симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы.
Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Обобщение.
Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения
сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32. Мир музыкального театра. Балет. Опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных
жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова,
музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных
сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Урок 33. Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера.
Взаимопроникновения
«легкой»
и
«серьезной»
музыки,
особенности
их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рокопера.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического
действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34 Образы киномузыки.
Взаимоотношения «Легкой» и «серьёзной» музыки в различных пластах современного
музыкального искусства. Современная трактовка классических сюжетов и образов:
киномузыка. Удивительный мир музыкальных образов.
Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок. Итоговый урок – викторина.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество
отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического
действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам
года.
Содержание учебного предмета «Музыка» 7 класс.
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» - 17 часов.
Урок 1. Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие
«классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и
обработка классической музыки прошлого. Классика — это тот опыт, который донесли до
нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают
отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им
осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является
прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика
жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в
русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

17

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий,
переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность,
сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4 - 5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря.
Портрет половцев. «Плач Ярославны».
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её
героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами
русской истории.
Урок 6 - 7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление.
Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Современное
прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре
балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер
балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале,
раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста,
сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные
танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического
развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза
различных искусств в балете.
Урок 8. «Героическая тема в русской музыке». Галерея героических образов.
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического,
эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся,
актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит
отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение
интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к
произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. «Порги и Бесс». Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж. Гершвина (США), Ж.Бизе (Франция), Э. - Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки
«Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо . Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев,
роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора».
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического
способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о
современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов
оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости».

18

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки,
познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
(на примере «Высокой мессы» И.- С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального
образа.
Урок 15 - 16. Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в
жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы.
Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).
Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гогольсюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты –
извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненномузыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление
контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных
героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки - 17
часов
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления
музыкальной культуры: духовная и светская музыка.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов
развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии
произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция».
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма);
знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони.
Понятие «транскрипция», «интерпретация». Выявить изменения в драматургической
концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции;
осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 23. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Сюита в старинном стиле А. Шнитке».
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты
стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24-25 Соната. Л.В.Бетховен «Соната №8», В.А.Моцарт «Соната №11»,
С.С.Прокофьев «Соната № 2».
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы:
экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван
Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре
симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами искусства.

19

Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.
Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1
(«Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8
(«Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония
№ 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре
симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами искусства. Образы симфонии, идея; личность
художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля,
особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных
произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы
создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном
сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкальносценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе
«Слова о полку Игореве»).
Урок 31. Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать
музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов
драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный
строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание,
эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано»
А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического
развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и
исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о
выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре;
познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Урок 35. Пусть музыка звучит. Обобщение фактических знаний учащихся,
применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Презентации
исследовательских проектов учащихся.
Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс.
Основное содержание образования в программе представлено следующими
содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в
музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного
представления об музыкальном искусстве.
Народное искусство как культурноисторическая
память
предшествующих
поколений,
основа
национальных
профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика
её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их
существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства,

20

взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их
творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное
своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их
воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и
литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть,
возвышенное и земное. Единство формы и содержания произведения искусства.
Современность в музыке и литературе. Пространственно-временные искусства. Средства
художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный
художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью
народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как
синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет.
Воздействие хореографического искусства на зрителей. Современные технологии в
искусстве.
Компьютерная графика как область художественной деятельности.
Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации,
полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном
искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия,
спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной
основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального
произведения: классического и с использованием компьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение
театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Мультимедийное искусство.
Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и
возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства.
Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности.
Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного
изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы,
светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Традиции и
новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ
познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры
человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия.
Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в
духовном и интеллектуально-творческом развитии личности. Выдающиеся отечественные и
зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках.

21

Тематическое планирование
5 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей

1

3

Вокальная музыка. Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах

1

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит кикимора…»

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат
печаль и радость…»

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

9

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…» «Перезвоны»

1

10

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…» «Скажи, откуда ты приходишь,
красота… »

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не
знаешь…»

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

1

17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Контрольная работа по теме «Музыка и литература»
Что роднит музыку с изобразительным искусством

18

«Небесное и земное в звуках и красках.»

1

19

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский

1

20

Звать через прошлое к настоящему. «За отчий дом, за русский край…»

1

21

Музыкальная живопись, живописная музыка. «Ты раскрой мне природа
объятья…»

1

22

Музыкальная живопись, живописная музыка. Фореллен-квинтет

1

1

22

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Волшебная палочка дирижера

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

27

Застывшая музыка

1

28

Полифония в музыке и живописи

1

29

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи

1

31

«О подвиге, о доблести, о славе…»

1

32

«В каждой мимолётности вижу я миры…» Мир композитора

1

33

Мир композитора

1

34

С веком наравне. Контрольная работа по теме «Музыка и изобразительное
искусство»

1

35

Обобщающий урок года. Защита рефератов

1

23

Тематическое планирование
музыка 6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский
романс

1

3

Два музыкальных посвящения

1

4

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство
Древней Руси

1

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт

1

12

«Фрески Софии Киевской»

1

13

«Перезвоны. Молитва»

1

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке
Баха

1

15

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал

1

16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина-Бурана»

1

17

Авторская музыка: прошлое и настоящее

1

18

1

19

Джаз – искусство XX века.
Контрольная работа по теме «Мир образов вокальной и инструментальной
музыки»
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

20

Образы камерной музыки

1

21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

1

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

1

23

Космический пейзаж. «Быть может вся природа – мозаика цветов?».

1

1

24

Картинная галерея
24

Образы симфонической музыки

1

25

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

1

26

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

27

«В печали весел, а в веселье печален». Связь времён

1

28

Программная увертюра

1

29

Увертюра «Эгмонт»

1

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

31

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Обобщение

1

32

Мир музыкального театра. Балет. Опера

1

33

1

34

Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера.
Контрольная работа по теме «Мир камерной и симфонической музыки
Образы киномузыки

35

Образы киномузыки. Обобщающий урок по темам года. Защита рефератов

1

1

25

Тематическое планирование
музыка 7 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера

1

3

Опера «Иван Сусанин»

1

4

Опера «Князь Игорь»

1

5

Русская эпическая опера

1

6

В музыкальном театре. Балет

1

7

Балет «Ярославна»

1

8

Героическая тема в русской музыке

1

9

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы»

1

10

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера

1

11

Опера «Кармен»

1

12

Опера «Кармен». Образы Кармен, Хосе и Эскамильо

1

13

Балет «Кармен-сюита»

1

14

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

15

Рок-опера

1

16

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

1

17

1

18

Музыка к драматическому спектаклю.
Контрольная работа по теме «Особенности драматургии сценической
музыки»
Музыкальная драматургия развития музыки

19

Два направления музыкальной культуры

1

20

Камерная инструментальная музыка

1

21

Этюд. Транскрипция

1

22

Циклические формы инструментальной музыки

1

23

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке

1

24

Соната № 8 Л. В. Бетховена

1

25

Соната №2 С.С. Прокофьева

1

1

26

26

Симфоническая музыка. Симфония №103 И. Гайдна

1

27

Симфонии В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта

1

28

Симфония №1 С. Прокофьева, симфония №1 В. Калинникова

1

29

Симфония №5 П. Чайковского

1

30

Симфония №7 Д. Шостаковича

1

31

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

32

Инструментальный концерт

1

33

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

1

34

Музыка народов мира.
Контрольная работа по теме: Контрольная работа по теме: «Особенности
драматургии камерной и симфонической музыки
«Пусть музыка звучит» Обобщающий урок. Защита рефератов

1

35

1

27

Тематическое планирование
музыка 8 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Классика в нашей жизни

1

2

В музыкальном театре. Опера.

1

3

В музыкальном театре. Балет.

1

4

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

5

«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание».

1

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви"

1

7

Музыка к драматическим спектаклям.

1

8

«Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра.

1

9

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

1

10

Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы Гоголь -сюиты.

1

11

Музыка в кино.

1

12

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму
«Властелин колец»

1

13

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

1

14

Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта», симфония № 1
(«Классическая») С. Прокофьева

1

15

Симфонии № 1 «Зимние грезы», симфония № 5 П.И. Чайковского

1

16

Музыка -это огромный мир, окружающий человека...
Контрольная работа по теме: «Классика и современность».
Музыканты – извечные маги

1

1

19

И снова в музыкальном театре... Опера. «Порги и Бесс» Развитие традиций
оперного спектакля.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

20

Опера «Кармен». Образы героев

21

Портреты великих исполнителей. Е. Образцова.

1

22

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе.

1

23

Балет «Кармен-сюита». Образы героев

1

17
18

1

1

28

24

. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

25

Современный музыкальный театр

1

26

Великие мюзиклы мира

1

27

Классика в современной обработке

1

28

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Д. Шостакович.

1

29

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Шостаковича.
Литературные страницы.
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея
религиозных образов.

1

31

Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм...»

1

32

Цикл «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова

1

33

Свет фресок Дионисия –миру «Фрески Дионисия» Р. Щедрин.

1

34

Музыкальные завещания потомкам.
Контрольная работа по теме «Традиции и новаторство в музыке»
Пусть музыка звучит. Обобщающий урок - концерт по темам года. Защита
рефератов

1

30

35

1

1

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».