Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Нормативные основания составления учебного плана Учебный план непосредственной образовательной деятельности филиала МАОУ «Натальинская СОШ» - Марийключиковская НШ разработан в соответствии с нормативно – правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах -образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09 2020 N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный N 62296). - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (ред. от 31.07.2020). - Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее ФОП ДО). Учебный план разработан с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. В 2023 -2024 учебном году в филиале функционирует одна разновозрастная группа, укомплектованная в соответствии с возрастными нормами: Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по образовательной программе, разработанной с учѐтом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО. Учебный план соответствует Уставу МАОУ «Натальинская СОШ» образовательной и парциальной программам. В соответствии с ФГОС ДО в ДОУ обеспечивается право ребѐнка на качественное образование, учитываются возможности и потребности детей, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учѐтом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Цель деятельности учреждения: обеспечение качественного дошкольного образования воспитанникам, путем создания единого образовательного пространства, отвечающего ФГОС ДО. Основными задачами учреждения являются: 1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; 5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в инвариантной части учебного плана, определено время на образовательную деятельность отведенное на реализацию образовательных областей. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: «Социально-коммуникативное» «Познавательное» «Речевое» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей входят в расписание непосредственной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарно-тематическом планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности устанавливается в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей группе не превышает 30 минут; - в средней группе не превышает 40 минут; - в старшей группе не превышает 50минут; - в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Воспитателю предоставляется право варьировать место непосредственной образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов непосредственной образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Форма организации занятий с 3 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и направлению детского сада. Парциальная программа является дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Характеристика структуры учебного плана В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в структуре учебного плана ДОУ выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть (не менее 60 %) реализуется через обязательную непосредственную образовательную деятельность. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (не более 40%), формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020г. № 28. Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение основной образовательной программы. На основе Учебного плана разработано Расписание непосредственной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки. Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Обязательная часть Дошкольный возраст (количество НОД в неделю) Виды деятельности детей 4-й год жизни Коммуникативная деятельность, 1х15=15мин восприятие художественной литературы и фольклора: развитие речи. Познавательноисследовательская, 1х15=15мин игровая деятельность, самообслуживание и элементарный бытовой труд: окружающий мир. Познавательная деятельность: 1х15=15мин ФЭМП; подготовка к обучению грамоте Изобразительная деятельность, 1х15=15 мин конструирование из 1х15=15 мин разного материала: рисование; лепка/ аппликация Музыкальная деятельность; 2х15=30мин музыка Двигательная деятельность: 3х15=45 мин - физическая культура 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни 1х20=20мин 2х25=50мин 2х30=60 мин 1х20=20мин 1х25=25мин 1х30=30 мин 1х20=20мин 1х20=20 мин 1х20=20 мин 2х20=40мин 3х20=60мин 1х25=25мин 1х25=25мин 2х30=60 мин 1х30=30 мин 2х25=50мин 1х25=25мин 2х30=60 мин 1х30=30 мин 2х25=50мин 2х25=50мин 1х25=25мин 2х30=60 мин 2х30=60 мин 1х30=30 мин в помещении; - физическая культура на прогулке. Количество НОД в неделю Объем времени в неделю 10 10 150мин 200 мин 13 325мин 14 420мин Примечание. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование (из природного и, строительного материала), самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности детей. Парциальная программа художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» реализуется в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин. (165 мин в неделю /33 мин в день), в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа (240мин в неделю/ 48 мин в день), в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут (375 мин в неделю/75 мин в день), в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут (510 мин в неделю /102 мин в день).