Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» (МАОУ «Натальинская СОШ») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ «Натальинская СОШ» (протокол №1 от 29.08.2023г.) УТВЕРЖДА Директор М Ю У «Натальинская СОШ» Приказ №' Положение о рабочих про 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах (далее - Положение) регулирует структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных модулей и учебных курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МАОУ «Натальинская СОШ») (далее - школа), разрабатываемых в соответствии с федеральными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с: ® федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; ® порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 22.03.2021г. №115; ® федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее ФГОС Н 00-2021); • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598; • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее ФГОС 0 0 0 -2 0 2 1 ); ® федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (далее ФГОС СОО); ® федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями от 19.12.2014г. №1599 (далее - ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями); • федеральной образовательной программой начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372; ® федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 1023; • федеральной образовательной программой основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370; « федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 1025; ® федеральной образовательной программой среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371; ® федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной ' отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 1026. 1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее - рабочая программа) - часть основной образовательной программы (далее - ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел. 1.4. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется данным Положением с учетом требований ФГОС НОО-2021, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС 0 0 0 -2 0 2 1 , ФГОС СОО, ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями), ФОП НОО, АФОП НОО для обучающихся с ОВЗ, ФОП ООО, АФОП ООО для обучающихся с ОВЗ, ФОП СОО, АФОП обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), локальных нормативных актов школы. 2.2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с ФГОС НОО -2021 и ФГОС ООО - 2021 должны включать: пояснительную записку; содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекция цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. 2.2.2. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях NN 1 - 8 к ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ); 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 2.2.3. Программы учебных предметов, коррекционных курсов в соответствии с ФГОС с УО (интеллектуальными нарушениями) должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 2.2.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны в соответствии с ФГОС СОО содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. 2.3. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать материалы из ФГИС «Моя школа» и перечня, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653. 2.4. Рабочие программы в соответствии с ФГОС Н 00-2021, ФГОС 0 0 0 -2 0 2 1 , ФГОС СОО формируются с учетом рабочей программы воспитания. 2.5. Поурочное планирование по учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности), учебным модулям составляется отдельно от рабочей программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. Поурочное планирование оформляется в электронном виде. Поурочное планирование разрабатывается на учебный год или период реализации ООП, или срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности. В разработанное поурочное планирование допускается вносить изменения (при необходимости). 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его компетенцией. 3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год; рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП; рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности. 3.3. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы. 3.4. Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте. 4.2. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля: верхнее - 2см, нижнее - 2см, левое - З с м , правое - 1 ,5 . Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.4. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы, в которой указывает: название рабочей программы; краткую характеристику программы; срок, на который разработана рабочая программа; список приложений к рабочей программе (при необходимости). 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленными в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.