МОУО МО Красноуфимский округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №01-10/147 от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1 – 4 классов пгт. Натальинск 2023г. 1 Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются: укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств; развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости; развитие сообразительности, творческого воображения; развитие коммуникативных умений; воспитание внимания, культуры поведения; создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе; обучить умению работать индивидуально и в группе, развить природные задатки и способности детей; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; Место в учебном плане. Программа рассчитана на 33ч. -1 кл, 34 ч. -2-4 кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Форма и режим занятий Подвижные игры (народные), имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности. 2 Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично. Подвижные народные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение). К формам проведения подвижных игр относятся: - сюжетные игры, преимущественно коллективные, -бессюжетные подвижные игры, - подвижные игры с элементами соревнования, - игры большой, малой и средней подвижности, -общеразвивающие упражнения, -силовые упражнения Подвижные народные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок. Подвижные народные игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после возвращения из школы. Ожидаемые результаты реализации программы Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о традициях и обычаях разных народов) способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности. В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень – формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду. Воспитательным результатом третьего уровня является социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. Планируемые результаты 3 В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к спортивно-оздоровительной игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Универсальные компетенции: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, составлять план действий, действие по алгоритму, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; 4 Предметные результаты: —организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр; — обобщать и углублять знания об истории, культуре народных игр; — представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — формировать навыки здорового образа жизни; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Содержание программы Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные 5 игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, – развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; – привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 1 класса № 1 2 3 Разделы Русские народные игры Подвижные игры Эстафеты итого Кол-во часов 8 17 8 33 2 класса № 1 2 3 4 Разделы Русские народные игры Подвижные игры Эстафеты Игры народов России итого Кол-во часов 11 8 8 7 34 3 класс № 1 2 3 Разделы Русские народные игры Эстафеты Игры народов России итого Кол-во часов 11 6 17 34 6 4 класс № 1 2 3 Разделы Русские народные игры Эстафеты Игры народов России итого Кол-во часов 19 8 7 34 Календарно - тематическое планирование 1-й класс (33 часа) № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Гуси-лебеди 1 2 3 4 У медведя во бору Филин и пташки Палочка- выручалочка 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 Блуждающий мяч Классики Ловишка в кругу Пчелки и ласточки К своим флажкам Кот идет Северный и южный ветер Соревнования скороходов 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 Колдунчики Аисты Пчелы и медведи 1 1 1 16 Хитрая лиса 1 17 Ловишки с приседаниями 1 18 Переправа с досками 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Туннель Собери урожай На погрузке арбузов Принеси мяч Успей перебежать С мячом Весёлые старты Совушка Мышеловка Пустое место 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 7 29 30 31 32 Карусель Кто быстрее? Конники-спортсмены Лягушата и цыплята 1 1 1 1 33 Карлики и великаны 1 Календарно - тематическое планирование 2-й класс (34 часа) № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Русская народная игра «Жмурки» Русская народная игра «Кот и мышь» Русская народная игра «Горелки» Русская народная игра «Салки» Русская народная игра «Пятнашки» Русская народная игра «Охотники и зайцы» Русская народная игра «Фанты» Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» Русская народная игра «Волк» Русская народная игра «Птицелов» Подвижная игра «Совушка» Подвижная игра «Мышеловка» Подвижная игра «Пустое место» Подвижная игра «Карусель» Подвижная игра «Кто быстрее?» Подвижная игра «Конники-спортсмены» Подвижная игра «Лягушата и цыплята» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 Подвижная игра «Карлики и великаны» 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета «С мячом» 1 21 Эстафета зверей 1 22 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 23 Эстафета «Вызов номеров» 1 24 Эстафета по кругу 1 25 Эстафета с обручем 1 26 Эстафета со скакалкой 1 27 28 29 Русская народная игра «Гори, гори ясно!» Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 1 1 Дата 8 30 31 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1 Марийская народная игра «Катание мяча» 1 32 Татарская народная игра «Серый волк» 1 33 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 34 Чувашская игра «Рыбки» 1 Календарно - тематическое планирование 3-й класс (34 часа) № п/п Тема занятия Колво часов 1 Русская народная игра «Краски» 2 3 4 Русская народная игра «Гори, гори ясно» Русская народная игра «Ляпка» Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 5 6 Бурятская народная игра «Ищем палочку» Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 7 Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» Марийская народная игра «Катание мяча» Татарская народная игра «Серый волк» Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» Чечено-ингушская игра «Чиж» Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» 18 Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» 1 19 20 Чувашская игра «Рыбки» Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» Эстафета «Вызов номеров» Эстафета по кругу Эстафета с обручем Эстафета с мячом Эстафета «Быстрые и ловкие» Эстафета «Встречная» Русская народная игра «Салки» 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 Русская народная игра «Пятнашки» Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 29 30 31 32 Русская народная игра «Охотники и зайцы» Русская народная игра «Фанты» Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» Русская народная игра «Волк» 1 1 1 1 33 34 Русская народная игра «Птицелов» Русская народная игра «Горелки» 1 1 Календарно - тематическое планирование 4-й класс (34часа) № п/п Тема занятия Колво часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Русская народная игра «Жмурки» Русская народная игра «Кот и мышь» Русская народная игра «Горелки» Русская народная игра «Салки» Русская народная игра «Пятнашки» Русская народная игра «Охотники и зайцы» Русская народная игра «Фанты» Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» Русская народная игра «Волк» Русская народная игра «Птицелов» Русская народная игра «Гори, гори ясно!» Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» Бурятская народная игра «Ищем палочку» Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» Марийская народная игра «Катание мяча» Татарская народная игра «Серый волк» Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» Чувашская игра «Рыбки Эстафета «Передача мяча» Эстафета со скакалкой Эстафета «С мячом» Эстафета зверей Эстафета «Быстрые и ловкие» Эстафета «Вызов номеров» Эстафета по кругу Эстафета с обручем Русская народная игра «Салки» Русская народная игра «Пятнашки» Русская народная игра «Охотники и зайцы» Русская народная игра «Краски» Русская народная игра «Гори, гори ясно» Русская народная игра «Третий лишний» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 10 33 34 Русская народная игра «Пятнашки» Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 1 Список литературы. 1. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы». 2. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения. 3. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с. 4. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с. 5. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с. 6. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с. 7. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с. 8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с. 9. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно измерительные материалы 11