Краеведение. Обычаи и традиции марийского народа

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим
советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Краеведение. Обычаи и традиции марийского народа»
для обучающихся 1 – 4 классов

пгт. Натальинск
2023г.

Пояснительная записка
Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы. Краеведение
лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному
краю, формированию общественного сознания. Школа играет важнейшую роль в
подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности. Школа дает ученику
систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае,
прививает ответственное отношение к тому, что окружает школьника: учит бережно
относиться к природе, истории и культуре своего народа. Использование краеведения
помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные
впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием
краеведческих материалов (экскурсий), усиливает эффективность всех аспектов
воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится
Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились.
Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого
знатока родного края, могут служить эпиграфом к организации краеведческой работы.
Наша Родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живем, чьим
воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение «Моя малая Родина». У
каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он
родился. Это и есть его малая родина, Она у каждого своя, она одна – единственная.
Узнать как можно больше о своей родной земле, о её прошлом, настоящем и будущем –
должно быть естественным желанием каждого юного марийключиковца. Удовлетворение
этой потребности школьников, и есть основная задача предлагаемой программы
«Краеведение. Традиции марийского народа». Программа обеспечивает условия
творческой самореализации и развития личности, вызывает интерес к изучению нашего
края.
В программе учтены темы, где рассказывается о природе нашего края и проблемах
её охраны; людях, прославивших его; о событиях, оставивших след в истории не только
села Марийские Ключики, но и нашей родины в целом. Я надеюсь, что курс поможет
каждому ученику стать настоящим патриотом своего края, позовёт его в походы и
путешествия и вызовет стремление своим трудом способствовать дальнейшему расцвету
этого прекрасного уголка русской земли.
Данный курс воспитывает взаимоуважение, гражданственность, патриотизм,
ответственность личности за свои поступки, а также защиту и развитие этнокультурных
особенностей традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства. Также он способствует развитию умений делать выводы, анализировать,
работать с текстом, энциклопедиями и другими справочными материалами.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой Родины,
знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и
культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;
Образовательные задачи:
-формирование представлений о различных сторонах жизни своей области, района, села;
-ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, района,
области;
-изучение проблем развития области;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края.
Воспитательные задачи:
-развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
-формирование личностно- ценного отношения к своей малой родине;
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; - воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- формирование знаний основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России и Среднего Урала, готовность на их
основе к сознательному самоограничению к поступкам, поведению;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории человечества, России и родного края, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
-формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
-формирование позитивного отношения к окружающей среде и социальноответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и
умений в повседневной жизни;
- развитие установки на стремление внести свой личный вклад в совершенствование
жизни своего края, реализацию своей инициативы.
Актуальность программы заключается в том, что недостаточно разработано
методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению
села, района, области в начальной школе.
Направления деятельности: научно – исследовательское (знакомство с историей своего
края, поиск, систематизация материалов, разработка электронных приложений;
познавательное (уроки, конкурсы, викторины).
Реализация программы «Краеведение. Обычаи и традиции моего народа»: позволит:
-продуктивнее исследовать и изучить историко- культурное наследие Свердловской
области, Красноуфимского района, села Марийские Ключики;
-изучать и проводить традиционные национальные праздники с обучающимися,
использовать праздники в педагогическом процессе, вовлекая в них местное сообщество;
-повысить качество образовательного и культурного уровня младших школьников, их
родителей;
- расширить межшкольные связи;
- сформировать систему и отладить механизм взаимодействия всех участников проекта;
-создать коллекцию электронных материалов к урокам, внешкольным мероприятиям

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классы. Курс «Краеведение. Традиции и
обычаи марийского народа» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет
обязательные предметные области «Окружающий мир» и «Литературное чтение», «ИЗО»,
«Технология»
Продолжительность реализации 1 учебный год. В учебном плане на внеурочную
деятельность отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в учебный год, продолжительность
занятия – 40 минут.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами
искусства и естественных наук.
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (
художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства,
музыка и т. д.).
- воспитание ответственного отношения к природе, сознания необходимости сохранения
окружающей среды.
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания
информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
- корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Содержание и структура внеурочной деятельности
Содержание и структура внеурочной деятельности «Краеведение. Традиции и обычаи
марийского народа» дает возможность познакомиться с краем, где мы живем. С его
историей, традициями, достопримечательностями, природой.
Предметом изучения станут прошлое, настоящее нашего края; дети узнают о мастерах и
умельцах, которые прославили наш край.
Важным разделом программы является тот, в котором предполагается знакомство с
нашим родным селом Марийские Ключики. Обучающиеся познакомятся с историей
нашего села, узнают, какие люди прославили наш населенный пункт, почему улицы носят
такие названия. Познакомятся с достопримечательностями, совершат путешествие по
памятным местам нашего села.
Формы организации занятий:

Беседа, громкое чтение, презентация, урок – экскурсия.
Занятия проводятся в групповой форме
Методы и средства обучения
Для приобретения умений и навыков – источниковые методы, такие как словесный,
наглядный, практический.
На занятиях используются демонстрационные, печатные средства обучения.
Практическая деятельность: участие в школьных и районных мероприятиях:
викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках, посвященных временам года.
Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края. Посещение
краеведческого музея г. Красноуфимска
Содер жание программы.
Программа выполняет 2 функции
-информационно- методическая-позволяет всем участникам получить представление о
целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного
направления;
Организационно- планирующая: предполагает следование общим принципам;
-признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на патриотов страны,
области, района, населенного пункта;
-выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом обучающихся, с
определение конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при
соблюдении преемственности в подготовке младших школьников от ступени к ступени,
сохранении на всем протяжении реализации программы единства целей и принципов.
В содержании:
-изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
-понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как
сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Курс данной программы интегративный, включающий в себя географические,
этнографические, экологические, хозяйственно- экономические, социально-политические,
этнографические, исторические, культурологические компоненты.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления;
-придание особой роли наглядности в реализации программы по изучению края
(населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной
литературой и ученические исследования, экскурсии и походы.
Программа курса «Краеведение. Традиции и обычаи марийского народа» представлена в
виде 2 блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых
вопросов представляемой программы.
Блок 1. Моя родина – Урал.

Блок 2.Фольклор – духовное богатство народа.
Итого: 34 часов

Каждый модуль разделен на разделы по тематике курса и включает в себя практические
работы
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны:
знать/ понимать
- историю своего села и его различных учреждений;
- историю народов, проживающих в своем крае и их традиции;
- основные краеведческие термины и понятия;
- значение официальных символов Среднего Урала;
- администрацию района и своего населенного пункта, правительство, губернатора
Свердловской области;
-основные этапы и ключевые события истории Свердловской области
- изменение природной среды Среднего Урала в результате деятельности человека;
- особенности природы и населения Среднего Урала;
- специфику географического положения и административно – территориального
устройства;
- важнейшие достижения культурной системы ценностей
уметь
- рассказывать о важнейших событиях Среднего Урала,
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные
признаки
местных
достопримечательностей, памятников природы;
- работать с литературой различными источниками, находить и анализировать
информацию;
- описывать традиции народов Среднего Урала;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Среднего Урала;
- составлять краткую характеристику города.
Данная программа
- включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым
расширяет, углубляет знания учащихся о родном крае;
- способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников, формирует
навыки исследовательской деятельности;
- формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-проведения самостоятельного поиска информации;
-понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
-ориентирования на местности и чтения карт;
- учета наблюдений в природе и на своей местности

- высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях
местной истории, об историко- культурном наследии свердловской области;
-использования знаний об историческом пути и традициях села, района в общении с
людьми другой культуры, национальной принадлежности.

Тематическое пл анирование.
Блок 1. Моя родина- Урал (16 час)
Тема 1. Мы- жители Свердловской области
Знакомство детей с геральдикой, символами Свердловской области. Свердловской
области -89 лет Практическая работа. создание фотовыставки в школьной музейной
комнате
Тема 2.. История образования Красноуфимского края
Места проживания наших предков. Быт и основные занятия русских людей.
Строительство жилищ. Церковное строительство. История и современность.
Практическая работа. Видеоэкскурсия по г Красноуфимску и его окрестностям
Тема 3. Особенности питания жителей района, села в XIX- XX веках
Важнейшие виды продуктов питания. Исторические сведения Основные национальные
блюда.
Практическая работа. Творческое задание: составить меню для семьи 19 века
Тема 4. Что такое музей?
Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Виртуальная
экскурсия по музеям Екатеринбурга, Красноуфимска
Практическая работа. Игра «В музее».
Тема 5. Село.
Как оно появилось и развивалось. План и карта села Марийские Ключики. Как находить
свое село на бумажных и электронных носителях . Путешествие по главным улицам
села. Знаменитые и исторические сведения связанные с проживанием семей(по выбору
учителя)
Практическая работа. «Нарисуй свою улицу»
Тема 6. Профессии.
Социально- значимые объекты нашего села. Культурная жизнь нашего села. Спортивная
жизнь села. Знаменитые люди села.
Блок 2. Фольклор – духовное богатство народа.
Тема 7. Культура.
Народности, проживающие в нашем районе, в нашем селе. Устное народное творчество
сел Равноценность культур всех народов.
Практическая работа: составление альбома «Народности, проживающие в нашем селе,
районе»

Тема 8. Обряды, традиции марийцев.
Обычаи народов края. Что я знаю о народных традициях? Семейно-бытовые обряды.
Зимушка-зима. Новый год. (У ий пайрем - Новый Год. Шорык йол - Святки). Веснавеснянка. (Уарня - Масленица.Пасха - Кугече, Сорта кече- Поминки). Лето красное.
(Уркатын - Праздник ягод. Юмпарняк- Птичий праздник. Чюртмян-Праздник лугов и
полей). Осень золотая. (Сорок на выду- Прощание с летом и начало осени. ЯлкиниПраздник осеннего урожая). Освоение традиций.
Тема 9. Национальный костюм
В этнографическом музее. Старинная одежда марийцев. Традиционная одежда и
современная стилизованная одежда марийцев. Элементы и значение марийской вышивки.
Практическая работа: создание эскиза марийской вышивки.
Тема 10. Марийцы на просторах России.
Компактные места проживания марийцев, их различия в одежде. Народные таланты
марийского народа.
Практическая работа: просмотр видео «Государственный ансамбль Марий Эл»
Тема 11.Марийские танцы, песни
Марийский танец. Танцевальные движения. Разучивание марийских песен, танцев.
Танцевальные коллективы нашего села.
Практическая работа: Участие в течение года с марийскими танцами на общественных
мероприятиях на уровне школы.

№ Тема

Виды практических

теор

прак

работ
Глава 1. Введение. «Моя родина – Урал» (16 час)
Тема 1. Мы - жители Свердловской области (2) час
1
2

3
4

5
6

Знакомство детей с геральдикой, символами
Свердловской области

Практическая
1
работа. создание
фотовыставки в
Свердловской области - 89 лет
школьной
музейной комнате
Тема 2. История образования Красноуфимского края (4 ч)
Практическая
1
Места проживания наших предков.
работа.
Быт и основные занятия русских людей.
Видеоэкскурсия по
г Красноуфимску и
Строительство жилищ. Церковное
1
его окрестностям
строительство.
История и современность

1

1

1

Тема 3. Особенности питания жителей района, села в XIX- XX веках (2 час)
7

Важнейшие виды продуктов питания.
Исторические сведения

8

Основные национальные блюда

Практическая
работа. Творческое
задание: составить
меню для семьи 19

1
1

века
Тема 4 Что такое музей? (2 час)
9

Музей – «машина времени». Какие бывают
музеи. Музейные профессии.

10 Виртуальная экскурсия по музеям
Екатеринбурга, Красноуфимска.

Практическая
работа. Посещение
школьного
краеведческого
музея

1
1

Тема 5. Село. (3 час)
11 Страницы истории села Марийские Ключики.
Практическая
План и карта села Марийские Ключики. Как
работа. «Нарисуй
находить свое село на бумажных и электронных свою улицу»
носителях)

1

12 Путешествие по главным улицам
села. Знаменитые и исторические сведения
связанные с проживанием семей(по выбору
учителя)
13 Экологические проблемы села

1

1

Тема 6. Профессии. (3 час)
14 Социально- значимые объекты нашего села.
Практическая
работа: составление
Культурная жизнь нашего села.
альбома «Карта
15 Спортивная жизнь села.
1
профессий моего
села»
16 Профессии моих родственников
1

1

Глава 2. Фольклор – духовное богатство народа. (18 час)
Тема 7. Культура (3 час)
17 Народности, проживающие в нашем районе, в
нашем селе.
18 Устное народное творчество села

Практическая
1
работа: составление
альбома
1
«Народности,
19 Равноценность культур всех народов
1
проживающие в
нашем селе,
районе»
Тема 8. Обряды, традиции марийцев. (7 час)
20

Обычаи народов края

21 Что я знаю о народных традициях?
22 Семейно-бытовые обряды
23 Зимушка-зима. Новый год. (У ий пайрем Новый Год. ,Шорык йол - Святки). Освоение
традиций
24 Весна-веснянка. (Уарня - Масленица.Пасха Кугече, Сорта кече- Поминки). Освоение
традиций

Практическая
1
работа: Сбор
материала о
народных
праздниках
Практическая
1
работа: составление
календаря
народных
1
праздников

1
1

25 Лето красное. (Уркатын - Праздник ягод.
Юмпарняк- Птичий праздник. ЧюртмянПраздник лугов и полей).Освоение традиций
26 Осень золотая. (Сорок на выду- Прощание с
летом и начало осени. Ялкини- Праздник
осеннего урожая). Освоение традиций
Тема 9. Национальный костюм (2 час)

1

27 В этнографическом музее. Старинная одежда
марийцев
28 В этнографическом музее. Традиционная
одежда и современная стилизованная одежда
марийцев.
29 Элементы и значение марийской вышивки.

1

Практическая
работа: создание
эскиза марийской
вышивки

1

1

Тема 10. Марийцы на просторах России. (2 час)
30 Компактные места проживания марийцев, их
различия в одежде

Практическая
работа: просмотр
видео
31 Народные таланты марийского народа
«Государственный
ансамбль Марий
Эл»
Тема 11. Марийские танцы, песни (3 час)
32 Марийский танец. Танцевальные движения.
33 Разучивание марийских танцев, песен.
34 Танцевальные коллективы нашего села.

1

Участие в течение
года с марийскими
танцами на
общественных
мероприятиях на
уровне школы

Материально-техническое обеспечение.
№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

2

Физическая карта России

1

На всех учащихся

3

Физическая карта Свердловской
области

1

На всех учащихся

4

Атлас Свердловской области

10

На каждого учащегося

5

Контурные карты.

10

На каждого учащегося

7

Мультмедийный комплекс

1

На всех учащихся

9

Набор плакатов с символикой
района, области

1

На всех учащихся

1

1
1
1

Условия реали зации программы:
Деятельность курса дополнительного образования осуществляется на базе школьного
музея. Для реализации программы имеется:
-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность;
-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;
-архив школы:
мультимедийный аппарат;
-географичские карты России, Урала, Свердловской области, родного села;
-символика России, Свердловской области. Города Красноуфимска и Красноуфимского
района;
-сказки, былины, поговорки русского и марийского народа;
-иллюстрации и презентации по разделам программы;
- электронный ресурс
Рекомендуемая литература:
1. Познай свой край. Свердловская область: Краткий справочник.- Екатеринбург:
https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-sverdlovskoj-oblasti/
2. 3. Официальный сайт «Краеведческий портал Свердловской области».
ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i
Специальная литература:
1. Флора и растительность Южного Урала и их охрана. Выпуск 8. – Екатеринбург, 1979.
2.Красная книга Свердловская область (животные, растения, птицы, млекопитающие, насекомые,
пресмыкающиеся ресурс: ht t ps://ecoport al. info /krasnaya -kniga-sverdlo vsko j-oblast i/
3. Полезные ископаемые Свердловской области ресурс: ht t ps://ecoport al. info/krasna ya -

kniga-sverdlo vsko j-oblast i
3. История Свердловской области ресурс
: ht t ps://ecoport al. info/krasnaya -kniga- sverdlovsko j-oblast i/
4. Музеи Свердловской области ресурс:

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i/
5. Озера Свердловской области ресурс https:
//ecoportal.info/krasnaya-kniga-sverdlovskoj-oblasti
6. Красноуфимский район ресурс

ht t ps://ecoport al. info/kra snaya-kniga-sverdlovsko j-oblast i/
7. Художественные коллективы Красноуфимского района ресурс

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i/
8. Реки в Красноуфимском районе ресурс

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i/
9. Познай свой край ресурс:

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya -kniga-sverdlovsko j-oblast i
10. Памятники природы Свердловской области ресурс:

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i/
11. Топонимический словарь. Свердловская область ресурс:

ht t ps://ecoport al. info/krasnaya - kniga- sver dlo vsko j-o blast i/

Источники.
1. Печатные издания:
Книга «Альманах Красноуфимского района» «Осколки памяти» 2010,
Книга «Альманах Красноуфимского района» «Мой район- Красноуфимский» 2013,
Книга «Альманах Красноуфимского района» «Культура из провинции» 2015,
Книга «Альманах Красноуфимского района» «Мой народ мари»2019гг
Брошюры:
«История села Марийские Ключики» авт. Муликбаева Н.П. 2013г
«История хозяйства с. Марийские Ключики, авт. Муликбаева Н.П., 2013г
«История образования на селе Марийские Ключики» авт. Муликбаева Н.П., 2013г
«Об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны» ав.т Муликбаева Н.П., 2013г
«О тружениках тыла и детях ВОВ» авт. Муликбаева Н.П., 2019г
2. Видеофильмы по истории села Марийские Ключики авт. Муликбаева Н.П.
3. Презентации школьников филиала МАОУ Натальинская СОШ
Марийключиковская начальная школа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».