МОУО МО Красноуфимский округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №01-10/147 от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса «История России: прошлое и настоящее» для обучающихся 2-3 классов пгт. Натальинск 2023г. Планируемые результаты Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) формирование нравственных качеств на основе знакомства с христианской моралью, чувства уважения к славянским народ 5) воспитание чувства единения с братскими народами; воспитание уважения к защитникам Отечества; 6) формирование гордости за свой край, свою малую Родину; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Предметные результаты 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) правильно показывать на карте территории, границы государства, города, места сражений, реки, моря; 4)устанавливать последовательность и длительность исторических событий, выделять главную мысль в отрывке учебного исторического текста; 5) описывать факты, события, жизнь и деяния выдающихся исторических личностей; 6)обобщать изученные факты, высказывать свое отношение к изучаемому, оценивать явления. Объяснять употребляемые исторические термины; 7) сравнивать отдельные события, памятники культуры, положение различных слоев населения, выделять общее и различия, подтверждать выводы примерами; 8) образно, доказательно излагать изучаемый материал о важнейших событиях в жизни страны, края, быте населения в разные времена. 9) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного курса «История России: прошлое, настоящее» 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». В результате данного курса обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний об обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире людей, в социальной среде. Выпускник научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; 3 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 4 Содержание программы 2 класс Введение (1 час) Что такое история. и зачем её надо изучать. Удивительный мир истории ( 4 часа) Историческое пространство и время, как ведут счёт лет в истории, как восстановить прошлое, Российская Федерация. Исторические источники. вещественные, письменные, прочие). Археология. Работа археологов. Устное народное творчество. (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Игры, танцы, песни народа России. Загадочные письмена. Материалы для письма. Рождение алфавита Моя родословная (1 час) У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом. Генеалогия. Древо жизни. Родословная моей семьи Я и моё имя (2 часа) Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии Название моего города (2 часа) В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия. Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций. Топонимика. Почему мы так называем? История Москвы в её названиях. История имени моего посёлка. Улицы моего посёлка История в архитектурных памятниках (3 часа) История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства. Примитивное жилище..Древнерусский город. Русская изба. Современный город. Мой дом - моя крепость. Домострой. История вещей (2 часа) Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы. История в символах и знаках (3часа) Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Символы власти России во времени. Герб. Флаг, гимн РФ Моя конституция. (10 часов) Конституция – основной закон страны. Конституция закрепляет единство нашей страны. Сила России – в дружбе народов. Конституция защищает историческую правду России. Президент Российской Федерации. Россия уважает труд своих граждан. Конституция о защите природы. Конституция об ответственном отношении к животным. Культура поддерживается и охраняется государством.. Конституция защищает семейные ценности и традиции. Россия – страна счастливого детства. 3 класс Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 века (5ч.) Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Природа, быт, занятия славян. Первые русские князья. Древние города Руси. Основание Москвы. 6 Славянские боги и верования; язычество. Воинственные соседи славян: варяги и кочевники. Происхождение слов Русь, Россия, русский. Былины - источник знаний о Киевской Руси. Что такое былина. Русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович. Князь и дружина. Владимир Красное Солнышко. Что рассказывают былины о занятиях русских людей. Крестьяне и купцы. « Путь из варяг в греки». Повторительно-обобщающее занятие. Расцвет и упадок Древней Руси (Х-ХП века) (5ч.) Крещение Руси. Русь и Византия. Первые русские христиане. Принятие христианства на Руси. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. На чем и как писали в Древней Руси. Берестяные грамоты. Рукописные книги. Летописцы и летописи. Монастыри - центры грамотности и культуры. Киевский Печерский монастырь - колыбель самой известной летописи «Повесть временных лет». Создатель «Повести» Нестор. Нижегородский монах Лаврентий. Лаврентьевская летопись. Повторительно – обобщающее занятие. России – верные сыны. Наше Отечество в 13 – 16 веках(7 часов) Расселение русичей в междуречье Оки и Волги. Формирование русской народности. Перенесение столицы из Киева во Владимир. Основание Москвы. Юрий Долгорукий 7 Нашествие полчищ Батыя на Русь. Монголы. Монгольское войско. Завоевания монголов. Разгром Рязани. Покорение Руси. Борьба Новгорода со шведскими и немецкими рыцарями. Битва на Неве. Ледовое побоище. Александр Невский. Монгольское иго. Сбор дани баскаками. Князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский. Объединение русских сил для отпора монголам. Куликовская битва. Россия в 16 – 18 веках (7 часов) Спасение земли русской. Минин и Пожарский. Царь Пётр и его славные дела. Михаил Васильевич Ломоносов. Царствование Екатерины Великой. Непобедимый Суворов. Великая Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны. Золотой век русской литературы. Жизнь россиян в 19 начале 20 века. Отмена крепостного права. Расцвет русской музыки и живописи. Последний царь. Конец Российской империи. Обобщающий урок. . Россия в 19-20 веках. (10ч) Великая октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Ликвидация неграмотности. Восстановление промышленности. Священная война. Начало Великой Отечественной войны. Великие битвы В тылу врага. Дети войны. Парад победы. Города – герои. Моя малая Родина Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по путешествию в прошлое 2 класс № п/п Тема урока Кол - во Введение (1 час) 1 Что такое история и зачем её надо изучать. 1 Удивительный мир истории (4 часа) 8 Историческое пространство и время, как ведут счёт лет в истории, как восстановить прошлое, Российская 2 1 Федерация 3 4 -5 6 Исторические источники. (вещественные, письменные, прочие). Археология. Работа археологов 1 Устное народное творчество. (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Игры, танцы, песни народа России. 2 Моя родословная (1 час) Генеалогия. Древо жизни. Родословная моей семьи 1 Я и моё имя (2часа) 7 8 9- 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20 21 22 Имена моих предков Я и мой имя. Отчество и фамилия 1 1 Название моего города (3часа) Топонимика. Почему мы так называем?. История Москвы в её названиях Название улиц моего посёлка. Экскурсия по посёлку Проект «Уголок России – отчий дом» История в архитектурных памятниках (3 часа) Примитивное жилище.. Домострой Древнерусский город. Русская изба Современный город. Мой дом – моя крепость История вещей(5 часов) Трапеза в разные времена Дом для одежды Одежда в разные времена Современная одежда Я – модельер. Практическая работа. История в символах и знаках (4 часа) Деньги Герб Флаг Проверочная работа Моя конституция 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Конституция – основной закон страны. Конституция закрепляет единство нашей страны Сила России – в дружбе народов. Конституция защищает историческую правду России. Президент Российской Федерации Россия уважает труд своих граждан Конституция о защите природы. Конституция об ответственном отношении к животным. Культура поддерживается и охраняется государством Конституция защищает семейные ценности и традиции.. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Россия – страна счастливого детства Проверочная работа Обобщение пройденного материала 1 1 1 33 34 34 3 класс № п/п Тема урока Кол - во Удивительный мир истории ( 4 часа) 1 2 3 4 Что изучает история Отечества Говорящие вещи и рукописи Как восстановить прошлое Родная страна 1 1 1 1 Древняя Русь ( 10часов) 5 6 7 8 9 Восточные славяне Славянские боги и праздники Первые русские князья Древний Киев. Происхождение городов. 10 Былины - источник знаний о Киевской Руси. Что такое былина Крещение Руси. Князь и дружина. Владимир Красное Солнышко. 10 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович Владимиро – Суздальская земля. Основание Москвы Развитие письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Берестяные грамоты. Рукописные книга. Обобщающий урок по теме «Древняя Русь» России верные сыны. Наше Отечество в 13 – 16 веках(7 часов) Монголо – татарское нашествие Борьба Руси со шведскими захватчиками Возвышение Москвы. Иван Калита На поле Куликовом. Дмитрий Донской Иван Третий. Конец татаро – монгольского ига Государь всея Руси. Иван Грозный Начало книгоречания.. Тест Россия в 16 – 18 веках (6 часов) Спасение земли русской. Минин и Пожарский Царь Пётр и его славные дела Михаил Васильевич Ломоносов Царствование Екатерины Великой Непобедимый Суворов Великая Отечественная война 1812 года Бородинское сражение. Герои Отечественной войны Россия 20 век Россия 1917- 1940 год Начало Великой Отечественной войны Великие битвы Великой В тылу врага. Дети и война Города – герои. Города воинской славы. Всё для фронта, всё для победы Героями не рождаются, героями становятся. Обобщающий урок 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ч 12