Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
для обучающихся 7-8 классов

пгт. Натальинск
2023 год

Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Липсиц И.В.
Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.
Данный курс призван, с одной стороны, подготовить обучающихся к
лучшему усвоению основ экономических знаний в 9— 11-х классах, а с
другой — сформировать у них систематическое представление об основах
организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс
построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Это позволяет сделать курс «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 9—11-х классах.
Курс призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие
формы имеет сегодня торговля, зачем нужны и как работают биржи и банки,
что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь
и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов, а также со многими другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности.
Целями курса являются:
формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, финансовой грамотности, воспитание
экономической культуры мышления;
формирование знаний по истории возникновения различных институтов рыночной экономики;
развитие устойчивого интереса к овладению знаниями по основам
экономики;
выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.
Задачи:
Образовательные:
•формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве,
потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
•формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших
основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного
бюджета;
•формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных экономических задач.
Развивающие:
•овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

•подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
•освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и
государства;
•развитие экономического образа мышления; способности к личному
самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
•формирование коммуникативных навыков.
•воспитание ответственности за экономические решения;
•потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
•воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Учебный предмет «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности» включён в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Программой отводится на
изучение предмета: 7 класс – 34 часа, 1 час в неделю; 8 класс – 34 часа, 1 час
в неделю.
Учебно-методический комплект
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс.
2. Зайченко НА. Преподавание основ экономики в 7-8 классах: Пособие для
учителя. (CD-ROM). — М.: ВИТА-ПРЕСС
3. Липсиц И.В. В помощь учителю, работающему с учебником
«Экономика (История и современная организация хозяйственной
деятельности) 7-8»: пособие для учителя. (CD-ROM)
Содержание учебного предмета
Тема 1. Зачем нужна экономика
Понятие об экономике как хозяственной деятельности. Потребности и блага.
Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояние граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества
Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.
Тема 3. Как возникла экономика
История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как
мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структура экономики России.
Тема 4. Как организуется производство благ
Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. По-

нятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.
Тема 5. Торговля - союзник производства
История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор
развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.
Тема 6. Какая бывает торговля
История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические
условия успешности розничной торговли.
Тема 7. Многоликая розничная торговля
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных
магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.
Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой
торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Тема 10. Зачем нужна биржа
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы
биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.
Тема 11. Деньги - помощник торговли
Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения
монет.
Тема 12. Краткая история звонкой монеты
Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.
Тема 13. Зачем люди придумали банки
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших
времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского
дела в Европе.
Тема 14. Банковские деньги
Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины
возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными

История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных
металлов бумажными деньгами.
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных
расчетов.
Тема 17. Как работают безналичные деньги
Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы
безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в различных странах мира и причины этих различий. Достоинства и
недостатки чековых расчетов.
Тема 18. Деньги и банки в век электроники
Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев.
Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.
Тема 19. Как работает электронная карточка
Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная
история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.
Тема 20. Как создается и как работает банк
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению
денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит.
Типы депозитов.
Тема 21. Что такое кредитование
Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды
доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы.
Тема 23. Почему существует повременная зарплата
Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система
повременной оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.
Тема 24. В мире профессий и заработков
Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в
уровнях оплаты людей различных профессий и с различным стажем работы.
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков
Система профессионального образования и ее роль в подготовке кадров и
обеспечении роста заработков. История профессионального образования.
Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты

труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы
Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы
в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.
Тема 27. Как платят за творчество
Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда
люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.
Тема 28. Как производство помогает творцам
Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная
защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России.
Интеллектуальная собственность и ее признаки.
Тема 29. Что такое собственность и зачем она людям
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.
Тема 30. Как люди становятся собственниками
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав
собственников.
Тема 31. За что можно лишиться собственности
Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие
о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения
нормального функционирования экономики.
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о
маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности»
Личностные результаты
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное

участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициямразных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности

обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на
осмысление
опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
взаимодействовать
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам,

выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями),
а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1. Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования <…>;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, <…> исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
В результате изучения курса обучающийся знает:
Экономическая сфера жизни общества. История возникновения экономики.
Товары и услуги. Торговля – союзник производства, формы торговли. Разделение труда и специализация. Собственность. Деньги. Рынок. Спрос и предложение.
Банки, Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений
населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок
(биржа).
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка.
Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.
Обучающийся понимает:
 как возникло разделение труда
 как организовано производство благ
 почему торговля – союзник производства
 зачем нужны и как работают биржи и банки
 что такое деньги и как их зарабатывают
 как складывалась хозяйственная деятельность.
Обучающийся умеет (владеть способами познавательной деятельности):
 приводить примеры: разделения труда, действия рыночного механизма;
 описывать: экономическую сферу жизни общества, рациональное
поведение
потребителя,
рациональное
поведение
человека
размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль
конкуренции, деятельность предпринимателя, формы заработной
платы и стимулирования труда;

 объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного
обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а так
же работы по найму.
 применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
 работать с источниками экономической информации.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 исполнения типичных экономических ролей;
 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
 совершенствования собственной познавательной деятельности;
 оценки происходящих событий и поведения людей с экономической
точки зрения;
 осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
экономической информации.
Тематическое планирование
№
п
/
п

КоличеНаименование разделов и ство чатем программы
сов

1

Как устроено хозяйство.
Как осуществляется экономический обмен

24

2

Как устроены банки

20

3

Доходы семей и откуда они
берутся

22

4

Экономика: как все работает вместе

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://edu.pacc.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20задан
ий=
https://dni-fg.ru
https://fincult.info
https://edu.pacc.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20задан
ий=
https://dni-fg.ru
https://fincult.info
https://edu.pacc.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20задан
ий=
https://dni-fg.ru
https://fincult.info
https://edu.pacc.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20задан
ий=
https://dni-fg.ru

https://fincult.info


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».