Разговоры о важном

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим
советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1 – 4 классов

пгт. Натальинск
2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 2июля 2021г.№ 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»).
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 №74229).
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России17.08.2022 № 69676).
Письма Министерства просвещения РФ «О направлении методических
рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от15.08.2022 № 03–1190.
Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от
15.04.2022 № СК-295/06.
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р.
Рабочей программы воспитания МАОУ «Натальинская СОШ».
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта НОО. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Цель курса: развитие и формирование ценностного отношения к Родине,
природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:

формирование
российской
гражданской
идентичности
обучающихся;

формирование интереса к познанию;


формирование осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;

выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;

создание мотивации для участия в социально-значимой
деятельности;

развитие у школьников общекультурной компетентности;

развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;

осознание своего места в обществе;

познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

формирование готовности к личностному самоопределению.
Место курса
в
плане
внеурочной
деятельности
МАОУ
«Натальинская СОШ»: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х
классов; рассчитан на 1 час в неделю/ в 1 классе- 33 часа в год, 2-4 классы34 часа в год в каждом классе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и (или) беседа с обучающимися с использованием интерактива. Занятия
позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы ,ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое
воспитание:
осознание
своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с
окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление
заботы оприроде; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициями творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению

в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания
обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской
деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения
предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию),оценивать ситуации нравственного и
безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление
нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять
активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные
выступления.
Универсальные
учебные
регулятивные
действия:
признавать
возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в
планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать
свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по
освоению предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании
содержания учебных предметов. Это позволяет совершенствовать
функциональную грамотность младших школьников: развивать умения
использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; отбирать,
анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей;
строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности:

Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории РФ, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи
как показателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы
и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, школе, родному краю, России, ее истории и
культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов
и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы;
сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений; первоначальные представления о традициях и обычаях,
хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России;
важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего
России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и
сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного
образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в

окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной
и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет
и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного
отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в
этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать
нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры
положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье,
воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на
благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
"милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить
образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и
сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни;
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых
случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в
российском обществе норм морали, отношений и поведения людей,
основанных
на
российских
традиционных
духовных
ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника,

его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной
деятельности особенно важна и является после решения воспитательных задачсущественной и приоритетной.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» представлено на сайте «Единое
содержание образования», направлено на формирование у обучающихся
ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление
к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным
праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам
со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных
деятелей и деятелей культуры.
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

соответствие датам календаря;

значимость для обучающегося события(даты),которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:

Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий). Например, «День народного единства», «День
защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов
России», «День учителя», «День российской науки» и т.д.

Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы,
искусства согласно календаря образовательных событий на текущий год.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в
воспитании школьника. К примеру: «Мы вместе»,«О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)»
и др.
Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария
внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются
предметом обсуждения:

Историческая память

Преемственность поколений

Патриотизм—любовь к Родине

Доброта, добрые дела

Семья и семейные ценности

Культура России

Наука
Тематическое планирование
Представлено на сайте с методическими разработками по классам 1-2, 3-4
классы, интерактивными заданиями, наглядно-демонстративным материалом,
ежегодно обновляется.
Сайт и материалы для преподавателя курса
https://edsoo.ru

раздел «Разговоры о важном»
https://razgovor.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».