МОУО МО Красноуфимский округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №01-10/147 от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебный предмет «Финансовая грамотность» пгт. Натальинск 2023г. Пояснительная записка Финансовые компетенции школьников являются составной частью ихфинансовойкультурыиформируютсявпроцессеразнообразнойдеятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личностивключаетценности,связанныессовокупностьютрадиций,норм,правил ,алгоритмов,лучшихпрактикрациональногофинансовогоповедения,навыкови умений ответственного потребления, эффективного использования денег иобеспеченияфинансовойбезопасности,знанийвобластифинансовыхотношени й, о национальной финансовой системе, действующих финансовыхинститутах,финансахифинансовомпланировании,финансовыхинс трументах,услугахиихроливжизничеловекаиобщества,правах,ответственност ииобязанностипотребителейфинансовыхуслуги финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательноеосвоениеобучающимисяэлементовфинансовойкомпетентно сти. Программа и учебно-методический комплекс по финансовой грамотностипозволяютучителюреализоватьобразовательнуютехнологию,восн овекоторойлежитсистемнодеятельностныйподход,возможностиинформационнокоммуникационныхтехнологий,применяемыхкакдляорганизациипроцессаобу ченияивоспитаниявосновнойшколе,такипрактикоориентированногофункциональногоиспользованиязнанийофинансах вповседневной жизни. Содержаниепрограммыучитываетвозрастныеособенностиобучающихся инаправленонапостепенноеосвоениевсегокомплексаметапредметныхипредме тныхуменийвконтекстеформированияфинансовой грамотности. Учебный материал для 5—6 класса носит вводныйхарактер. Он включает вопросы основ финансового планирования и ролиденег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основамфинансового поведения школьников. Целью курса является создание условий для формированияуобучающихся5— 9классовфинансовойграмотности,рациональногофинансовогоповеденияиотве тственногопотребленияфинансовыхуслуг,сучётомихвозрастныхособенностей испособностей. Задачиреализацииучебногокурса«Финансоваяграмотность»: формированиекомпонентовфинансовойкультурыуобучающихсяподрост ковоговозрастасопоройнапрочныезнанияомирефинансоввобластифинансовог опланирования,осуществлениябанковскихопераций,ролиденегвсовременном мире,ролигосударствавобеспечениифинансовыхотношений,социальнойзащит ы,налогообложения,возможностейинвестирования,страхования,будущегопен сионногообеспечения; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социальногоповедения,основанногонауважениизаконаиправопорядка;развити еинтересакфинансовымтехнологиям,особенностямфинансовогопланирования ; способности к личному самоопределению, самореализации,самоконтролюприиспользованиифинансовыхсбережений;мо тивацииквысокопроизводительной,наукоёмкойтрудовойдеятельности,ориент ированнойнаполучениедоходов; освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,защитеперсональныхданных,прииспользованииинтернетсервисов,антикоррупционного поведения; развитиекомпетентностейфункциональнограмотногочеловекавобласти финансово-экономических отношений: получать из разнообразныхисточниковикритическиосмысливатьфинансовуюинформацию ,систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковскихуслугах;освоениеспособовпознавательной,коммуникативной,прак тическойдеятельности, необходимых для активного участия в экономической жизниобщества,семьи; созданиеусловийдляосвоенияобучающимисяспособовуспешноговзаим одействиясразличнымиполитическими,правовыми,финансовоэкономическимиидругимисоциальнымиинститутамидляреализацииличностно гопотенциалавсовременномдинамичноразвивающемсяроссийскомобществе; формирование опыта применения полученных финансовых знаний иуменийдлявыстраиванияотношениймеждулюдьмиразличныхнациональност ей и вероисповеданий в общегражданской и семейнобытовойсферах;длясоотнесениясвоихдействийидействийдругихлюдейснравст венными ценностями и нормами поведения, установленными законом;содействияправовымиспособамиисредствамизащитеправопорядкаво бществе. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Курс состоит из девяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Модули реализуются последовательно. В зависимости от времени начала изучения курса модули могут двигаться по годам обучения. Содержание программы 57 класса и 8-9 класса является независимым, что позволяет реализовать его отдельными курсами в зависимости от возможностей образовательной организации. Общее количество часов, отведённых на изучение учебного курса«Финансовая грамотность» -102/136 ч (один час в неделю в каждом классе): 5—6 класс — 34 ч (учебный курс может быть реализован в любом из классов); 7 класс — 34 ч; 8 – 9 класс – 34/67ч. Учебно-методический комплект: 1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2021. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) 2. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018. - 40 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) 3. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) 4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2021. – 352 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) 5. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) 6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 152 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). Содержание курса 5-6 классы Введение в курс «Финансовая грамотность» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки- осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийсяполучит возможность научиться: • поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; • оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; • оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. Основное содержание Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение. Модуль 1. Доходы и расходы семьи Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки - понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийсяполучит возможность научиться: • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги. Основное содержание Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения модуля 1. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Повышенный уровень Обучающийсяполучит возможность научиться: • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь. Основное содержание Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Обобщение результатов изучения модуля 2. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». 7 класс Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийсяполучит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; • рассчитывать величину подоходного налога и НДС; оценивать условия и возможности использования социальных пособий • в определённых жизненных ситуациях. Основное содержание Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что 20 такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения модуля 3. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия:банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; преимуществ и рисков предпринимательской • понимание деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса. • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийсяполучит возможность научиться: • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; • сравнивать различные финансовые предложения; • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; • брать на себя ответственность; • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса. • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Основное содержание Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнесинкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля 4. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. 8 – 9 класс Модуль 5. Управление денежными средствамисемьи Базовые понятия и знания: • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личныйбюджет); • знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики иустановки: • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров иуслуг; • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночнойэкономики; • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личныедоходы; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: • пользоваться дебетовой картой; • определять причины роста инфляции; • рассчитывать личный и семейный доход; • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения илисемьи; • различать личные расходы и расходы семьи; • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; • вести учёт доходов и расходов; • развивать критическое мышление. Компетенции: • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи; • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; • определять и оценивать варианты повышения личного дохода; • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Модуль 6. Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: инвестиционный фонд, страховая компания, • банк, финансовоепланирование; • знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненногоцикла. Личностные характеристики и установки: • понимание принципа хранения денег на банковскомсчёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикласемьи; • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущихтрат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: • рассчитывать реальный банковский процент; • рассчитывать доходность банковского вклада и других операций; • анализировать договоры; • отличать инвестиции отсбережений; • сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовыхучреждений; • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояниясемьи; • откладывать деньги на определённыецели; • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходовсемьи. Модуль 7. Риски в мире денег Базовые понятия и знания: • особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, видырисков; • знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форсмажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненныхситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для • управления рисками; • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, изучреждений). Умения: • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться запомощью; • читать договор страхования; • рассчитывать ежемесячные платежи пострахованию; • защищать личную информацию, в том числе в сетиИнтернет; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовымриском; • соотносить риски и выгоды. Компетенции: • оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; • оценивать предлагаемые вариантыстрахования; • анализировать и оценивать финансовыериски; критическое мышление по отношению к • развивать рекламнымсообщениям; • реально оценивать свои финансовыевозможности. Модуль 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: • банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курсвалюты; видов операций, осуществляемых банками; понимание • знание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнесплана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономикеРоссии. Личностные характеристики и установки: • понимание основных принципов устройства банковскойсистемы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия; осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого родакарьеры; • понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; • понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений ввалюте. Умения: • читать договор сбанком; • рассчитывать банковский процент и сумму выплат повкладам; • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход,прибыль; • переводить одну валюту вдругую; • находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблемсемьи; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типырисков; • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации встране. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия и знания: • налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионныефонды; • знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионныхнакоплений. Личностные характеристики и установки: • представление об ответственностиналогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейныйбюджет; • понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионныхфондах. Умения: • считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качественалога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплатеналогов; • находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах • управления накоплениями в сетиИнтернет. Компетенции: • осознавать гражданскую ответственность при уплатеналогов; • планировать расходы по уплатеналогов; • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность» Личностные результаты Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации егоправ, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активноеучастие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутоввжизничел овека;представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполику льтурномимногоконфессиональномобществе;представлениеоспособахпротив одействиякоррупции;готовностькразнообразнойсозидательнойдеятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активноеучастие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарнойдеятельности(волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимсявней). Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родногоязыка,истории,культурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРо ссии; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, кнауке,искусству,спорту,технологиям,боевымподвигамитрудовымдостижени ямнарода;уважениексимволамРоссии,государственнымпраздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициямразных народов,проживающих вродной стране. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора;готовностьоцениватьсвоёповедениеипоступки,поведен иеипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётомосознанияпоследствийпоступков;активноенеприятиеасоциальныхпост упков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногоиобщественногопространства. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчествусвоего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредства коммуникации исамовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,этническихкультурныхтрадицийинародноготворчества;стремление ксамовыражениювразныхвидахискусства. Физическоевоспитание, формированиекультурыздоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровьюиустановканаздоровыйобразжизни<...>;осознаниепоследствийинепр иятиевредныхпривычек(употреблениеалкоголя,наркотиков,курение)ииныхфо рмвредадляфизическогоипсихическогоздоровья;соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциал ьным,информационнымиприроднымусловиям,втомчислеосмысляясобственн ыйопытине осуждаядругих; сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуи такогоже права другого человека. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи,образовательнойорганизации,города,края)технологическойисоц иальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамостоятел ьновыполнятьтакогородадеятельность;интерескпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе наосновепримененияизучаемогопредметногознания;осознаниеважностиобуче ниянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение ктруду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построениеиндивидуальнойтраекторииобразованияижизненныхплановсучёто мличныхи общественныхинтересови потребностей. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наукдля решения задач в области окружающей среды, планирования поступков иоценкавозможныхпоследствиясвоихдействийдляокружающейсреды;повыше ниеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологиче ских проблем и путей их решения; активное неприятие действий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакграждан инаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоциаль нойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнапра вленности. Ценности научного познания: ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунаучныхпредставлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества,овзаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой;овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;овладение основными навыками исследовательской деятельности; установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенс твоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,с оответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойде ятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми издругойкультурнойсреды; способностьобучающихсявзаимодействоватьвусловияхнеопределённост и,открытостьопытуизнаниямдругих; способностьдействоватьвусловияхнеопределённости,открытостьопытуиз наниямдругих,повышатьуровеньсвоейкомпетентностичерезпрактическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенцииизопытадругих; навыквыявленияисвязыванияобразов,способностьформированияновыхзн аний,втомчислеспособностьформулироватьидеи,понятия,гипотезыобобъекта хиявлениях,втомчислеранеенеизвестных,осознаватьдефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;умениераспознаватьконкретныепримерыпонятияпохарактернымпри знакам, выполнятьоперации всоответствии сопределением и простейшимисвойствамипонятия,конкретизироватьпонятиепримерами,исполь зоватьпонятиеиегосвойстваприрешениизадач(далее— оперироватьпонятиями),атакжеоперироватьтерминамиипредставлениямивоб ласти концепцииустойчивогоразвития; умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономи ки; умениеоцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду, достижений целей ипреодолениявызовов, возможныхглобальныхпоследствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оцениватьпроисходящиеизмененияиихпоследствия;восприниматьстрессовую ситуациюкаквызов,требующийконтрмер;оцениватьситуациюстресса,коррект ироватьпринимаемыерешенияидействия;формулироватьиоцениватьрискиипо следствия,формироватьопыт,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуа ции;бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантий успеха. Метапредметныерезультаты 1. Овладение универсальными учебными познавательнымидействиями Базовыелогическиедействия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений ипроцессов; устанавливать существенный признак классификации социальныхфактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия врассматриваемых фактах,данныхинаблюдениях; предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий; выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленно йзадачи; выявлятьпричинно-следственныесвязиприизученииявленийипроцессов; делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений,у мозаключенийпоаналогии,формулироватьгипотезыовзаимосвязях; самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнесколько вариантоврешения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельно выделенныхкритериев). Базовыеисследовательскиедействия: использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания; формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливатьискомоеиданное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и сужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение; проводитьпосамостоятельносоставленномуплану<…>небольшоеисследовани е по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостейобъектовмеждусобой; оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисс ледования<…>; самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённо гонаблюдения,<…>исследования,владетьинструментамиоценкидостоверност иполученныхвыводовиобобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и ихпоследствияваналогичныхилисходныхситуациях,выдвигатьпредположения об ихразвитиивновыхусловияхиконтекстах; Работасинформацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отбореинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойза дачии заданныхкритериев; выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюр азличныхвидови формпредставления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну итуже идею,версию)вразличныхинформационныхисточниках; самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации; оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,предложеннымпедагогически мработникомилисформулированнымсамостоятельно. эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию. 2. Овладение универсальными учебнымикоммуникативнымидействиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии сцелями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных текстах; распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзн аков,знатьираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфл икты, вестипереговоры; пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуи вкорректнойформеформулироватьсвоивозражения; входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержаниеблагожелательностиобщения; сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаружи ватьразличиеисходствопозиций;публичнопредставлятьрезультатывыполненн огоисследования,проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации иособенностейаудиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменные текстысиспользованиемиллюстративных материалов. Совместнаядеятельность: пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыпри решенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходимостьприменениягрупп овыхформвзаимодействияприрешениипоставленнойзадачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия поеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезул ьтатсовместной работы; уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,вы полнятьпоручения, подчиняться; планироватьорганизациюсовместнойработы,определятьсвоюроль(сучётомпре дпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадач имеждучленамикоманды,участвоватьвгрупповыхформахработы(обсуждения, обменмнений,«мозговыештурмы»ииные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлениюикоординироватьсвоидействиясдругимичленамикоманды ; оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельно сформулированнымучастникамивзаимодействия;сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов,разделятьсферуответственностиипроявлятьготовност ькпредоставлениюотчёта передгруппой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлятьпроблемыдлярешениявжизненных иучебныхситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,принятиерешения вгруппе,принятие решений вгруппе); самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов исобственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемыевариантырешений ; составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),кор ректироватьпредложенныйалгоритмсучётомполученияновыхзнанийобизучае момобъекте; делатьвыбор ибратьответственностьзарешение. Самоконтроль: владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии; даватьадекватнуюоценкуситуациии предлагатьпланеёизменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть прирешенииучебнойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельст вам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивное впроизошедшейситуации; вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихс яситуаций,установленныхошибок,возникшихтрудностей; оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям. Эмоциональныйинтеллект: различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;выя влятьи анализироватьпричины эмоций; ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерения другого; регулироватьспособвыраженияэмоций. Принятиесебяидругих: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;признавать своё право на ошибку и такое же право другого;приниматьсебяи других,неосуждая; открытостьсебеидругим; осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг. Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Предметныерезультатыосвоениярабочейпрограммыпоучебномукурсу «Финансоваякультура»(5—9классы): 1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровомобществе; личном финансовом планировании, жизненных целях, семейном иличномбюджете;российскойнациональнойвалюте,национальнойплатежнойс истеме;государственномбюджете,налогах,правомерномналоговомповедении, государственныхгарантияхсоциальнойзащитыипомощироссийским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции иеё последствиях;человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровомобществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования,страхования,пенсионногообеспечения;цифровыхуслугах,рис кахиспособахзащитыиобеспечениябезопасностиприиспользованиицифровых финансовыхуслуг;видахфинансовогомошенничества;защитеправпотребителе йфинансовыхуслуг; 2) умение характеризовать традиционные российские духовнонравственныеценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,семья,созидательныйтруд,служениеОтечеству,нормыморалиинравст венности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм ,историческоеединствонародовРоссии,преемственностьисториинашей Родины); 3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действийучастников финансовыхотношений;государственной социальной помощироссийскимсемьям;использованиясбережений,изменениястоимостиа ктивов; способов защиты персональных данных, использования банковскихкарт;налогов;выборадепозитовииныхфинансовыхинструментов;к редитов;государственных электронныхуслуг; 4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведениевсферефинансов:составлятьличныйфинансовыйплан,связанныйско нкретнымифинансовымицелями,определятьпутидостиженияэтихцелейипрогн озироватьсрокиихдостижения;предприниматьмерыпредосторожностипри использовании различных видов денег и операциях с ними; оцениватьполезностьприобретаемоготовараилиуслугисегоценой;участвовать всоставлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использованиязаёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числефинансовых, и осознавать назначение этой информации; предпринимать мерыпредосторожности при использовании различных видов денег и операциях сними;прогнозироватьриски,связанныесиспользованиемфинансовых продуктов,банковскихуслуг;обладатьнавыкамиобеспечениясвоейфинансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами,банковскимикартами,банкоматами,обменомвалюти др.); 5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями ифинансовымпланированиемиинвестированием;формированиемсемейногои личногобюджетаибюджетнойдисциплинойличности;ответственностипотреб ителяфинансовыхуслуг,предпринимателя;ролифинансоввобеспечениирацио нальногоиответственногопотребленияресурсовизащитыокружающейсреды; государственнойполитикойисоциальнымигарантиями; 6) умениеиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьме нного)сущности,взаимосвязейявлений,процессов,связанныхсиспользование м финансов, в том числе для аргументированного объясненияролиинформацииифинансовыхтехнологийвсовременноммирепр ииспользовании финансов; социальной и личной значимости здорового образажизни,рациональногофинансовогоповедения,ролинепрерывногообраз ования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;необходимостиправомерногоналоговогоповедения,противодейств иякоррупции;дляосмысленияличногосоциальногоопытаприисполнениитипи чныхдлянесовершеннолетнегосоциальныхролейпривступлениивфинансовы еотношения; 7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни иличныйсоциальныйопытопределятьиаргументироватьсточкизрениясоциал ьныхценностейинормсвоёотношениекявлениям,налогам,процессамсоциальн ойдействительности,связаннымсмиромфинансов,рольюгосударствавподдер жке молодежи; 8) умениерешатьврамкахизученногоматериалапознавательныеипрактичес кие финансовые задачи, отражающие выполнение типичных длянесовершеннолетнегосоциальныхролей,типичныесоциальныевзаимодей ствиявсферефинансов; 9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в томчислеизвлеченийиззаконодательстваРоссийскойФедерации;умениесоста влять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию вмодели(таблицу,диаграмму,схему)ипреобразовыватьпредложенныемодели втекст; 10) овладениеприёмамипоискаиизвлечениясоциальнойинформации(текст овой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различныхадаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикацийсредствмассовойинформации(далее— СМИ)ссоблюдениемправилинформационнойбезопасности приработе вИнтернете; 11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать икритическиоцениватьсоциальнуюинформацию,включаяэкономикостатистическую,изадаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериал ов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями оморальномиправовомрегулированииповедениячеловека,личнымсоциальны м опытом; используя обществоведческие знания, формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами; 12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных норм,экономическойрациональности(включаявопросы,связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, дляоценкирисковосуществленияфинансовыхмахинаций,применениянедобр осовестныхпрактик);осознаниенеприемлемостивсехформантиобщественног оповедения; 13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основыфинансовойграмотности,впрактической(включаявыполнениепроекто виндивидуальноивгруппе)деятельности,вповседневнойжизнидляреализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в томчислепотребителяфинансовыхуслуг)иосознанноговыполнениягражданск их обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценкисобственныхперспективвпрофессиональнойсфере;атакжеопытапубли чного представления результатов своей деятельности в соответствии стемойиситуациейобщения,особенностями аудиторииирегламентом; 14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числеэлектронной) и составления простейших документов (заявления, обращения,декларации,доверенности,личного финансового плана,резюме); 15) приобретениеопытаосуществлениясовместной,включаявзаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности наосновенациональныхценностейсовременногороссийскогообщества:гуман истическихидемократическихценностей,идеймираивзаимопониманиямежду народами,людьмиразныхкультур;осознаниеценностикультуры и традицийнародовРоссии. 5-7 класс владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, • деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; понимание основных принципов экономической жизни общества: • представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; использование приёмов работы с простой финансовой и статистической • информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; применение навыков и умений решения типичных задач в области • семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических • ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и • нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и • активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 8-9 класс владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах сбережения; о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; о видах страхования; о видах финансовых рисков; о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. Тематическое планирование № п / п Количес Наименование разделов и тво часов тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5-6 классы 1 Введение в курс «Финансовая грамотность» 5 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи 18 3 Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 11 Итого 4 Модуль3. Человек и государство: как они https://edu.pacc.ru https://fg.resh.edu.ru/?Банк %20заданий= http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://edu.pacc.ru https://fg.resh.edu.ru/?Банк%2 0заданий= http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://edu.pacc.ru https://fg.resh.edu.ru/?Банк%2 0заданий= http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ 34 7 класс 16 https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bank- взаимодействуют 5 Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Итого 18 zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%2 0заданий= http://finance.instrao.ru/fin/file s/Банк_заданий.pdf https://fincult.info https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://finance.instrao.ru/fin/ https://fincult.info 34 8-9 класс 6 Модуль 5. Управление денежными средствами семьи. 9/18 7 Модуль 6. Способы повышения семейного благосостояния 6/9 8 Модуль 7. Риски в мире денег 6/7 9 Модуль 8. Семья и финансовые организации 8/20 https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20за даний= https://dni-fg.ru http://finance.instrao.ru/fin/files/Б анк_заданий.pdf https://fincult.info https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20за даний= https://dni-fg.ru http://finance.instrao.ru/fin/files/Б анк_заданий.pdf https://fincult.info https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20за даний= https://dni-fg.ru http://finance.instrao.ru/fin/files/Б анк_заданий.pdf https://fincult.info https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20за 10 Модуль 9. Человек и государство: как они взаимодействуют 5/13 Итого 34/67 даний= https://dni-fg.ru http://finance.instrao.ru/fin/files/Б анк_заданий.pdf https://fincult.info https://edu.pacc.ru http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ https://fg.resh.edu.ru/?Банк%20за даний= https://dni-fg.ru http://finance.instrao.ru/fin/files/Б анк_заданий.pdf https://fincult.info