Рабочая программа Экономика 10-11 класс

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономика»
для обучающихся 10-11 классов

пгт. Натальинск
2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

Пояснительная записка
Реализация программы учебного предмета «Экономика» в 10-11 классе
в процессе обучения позволит обучающимся освоить ключевые компетенции,
необходимые для социализации в экономической сфере. Изучение предмета
«Экономика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано
на межпредметных связях с предметами «История», «География», «Обществознание», «Информатика» и «Математика». Экономические знания помогают понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносят вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования.
Цели экономической подготовки на базовом уровне в старшей школе
состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
•
воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на идеях
уважения труда, продуктивной компетентной профессиональной деятельности прав собственности во всех её формах; социальной ответственности в
экономической деятельности; готовности активно участвовать в процессах
модернизации и инновационного развития нашей страны;
•
развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственных
позиций и приоритетов, экономического образа мышления, способности к
предстоящему самоопределению и самореализации в различных областях
жизни, в том числе трудовой, профессиональной, предпринимательской;
развитию интереса к изучению экономической науки и других дисциплин
социально-экономического цикла;
углублению и систематизации знаний об экономической сфере жизни
•
общества, полученных в основной школе, о базовых понятиях экономической
науки, об экономической роли государства в условиях рынка, о ведущих
тенденциях экономического развития в современных условиях, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина, включая роли потребителя, работника, предпринимателя;
•
формированию основ экономического мышления, привитию навыков
рационального экономического поведения, умению применять полученные
знания для решения типичных экономических задач, аргументированных
суждений по экономическим вопросам, используя различные источники информации;
•
овладению умениями получать экономическую информацию из различных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных
задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций.
Цели освоения предмета «Экономика» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. На базовом уровне выпускник школы должен быть компетентен в следующих вопросах:

— понимать

значение производства материальных благ как основы хозяйственной жизни; различать доходы, которые могут принести различные факторы производства; анализировать эффективность возможных вариантов
экономического решения и делать эффективный выбор в условиях ограниченности ресурсов;
— в вопросах функционирования рынка: понимать сущность рыночного
равновесия как результата взаимодействия законов спроса и предложения;
понимать роль конкуренции и необходимость государственного антимонопольного регулирования; понимать особенности рыночной системы хозяйствования, её преимущества и недостатки;
— в вопросах экономики домохозяйства: анализировать доходы и расходы
семьи, составлять семейный бюджет; различать факторы, влияющие на заработную плату; анализировать ситуацию на рынке труда и оценивать собственные возможности на рынке труда; различать причины безработицы;
— в вопросах экономики фирмы: понимать взаимосвязанность понятий
«продукт производства», «выручка фирмы», «издержки», «прибыль»; сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса;
иметь представление об источниках финансирования бизнеса; различать права
владельцев ценных бумаг;
— в области экономики государства: понимать экономические цели и
функции государства; уметь анализировать благосостояние граждан в разных
странах на основе макроэкономических показателей, различать факторы
экономического роста; анализировать фазы экономического цикла; понимать
цели бюджетно-налоговой политики государства, представлять приоритетные
направления развития российской экономики;
— в области денежного обращения: понимать функции денег, различать их
современные формы и качества; понимать роль банков и других финансовых
организаций; анализировать инфляционные процессы; понимать цели денежно-кредитной политики Банка России;
— в области международной торговли: понимать современные тенденции
развития мирового хозяйства, место и роль России в современной мировой
экономике, ориентироваться в текущих событиях в области международной
торговли.
Программа рассчитана на изучение курса экономики на базовом уровне в
10 и 11 классах в количестве 67 часов (10 класс – 34 часов, 1 час в неделю; 11
класс – 33 часа, 1 час в неделю).
Учебно-методический комплект
1. Экономика. 10-11 классы: базовый уровень учебник/ Г.Э. Королева,
Т.В.Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2021
2. Экономика. Рабочая программа. 10-11 классы: учебно-методическое
пособие/Г.Э. Королева.- М.: Вентана-Граф, 2017
3. Экономика. 10-11 классы: методическое пособие/ Г.Э. Королева.- М.:
Вентана-Граф, 2020

Содержание учебного предмета «Экономика» (базовый уровень)
Основные концепции экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и
экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость.
Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Главные
вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный
бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы
семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный
кредит. Страхование
Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность
спроса. Эластичность предложения.
Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Бизнес-план.Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией.
Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Макроэкономика
Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость
регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет.
Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика государства.
Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт.
Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и
интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.
Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Международная экономика
Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное
разделение руда. Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные.расчеты. Государственная политика в области международной торговли.Международные экономические организации. Глобальные экономические
проблемы. Особенности современной экономики России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Личностные результатыосвоения предмета «Экономика» отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в
поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к экономическому образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни;
8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды.
Метапредметные результатыосвоения предмета «Экономика» предусматривают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
4) готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
6) умение определять назначение и функции различных социально-экономических институтов;

7) умение самостоятельно принимать эффективные решения;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
9) владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Экономика»
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных
возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить
примеры
российских
предприятий
разных
организационно-правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной
политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного
бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег вреальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;

– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решатьприкладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить
примеры
глобальных
проблем
в
современных
международных экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических
институтов на социально-экономическом развитии общества.
Предметные результатыосвоения предмета «Экономика» на базовом
уровне предусматривают:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Тематическое планирование
№
КоличеНаименование разделов и
Электронные (цифровые) обрап
ство
тем программы
зовательные ресурсы
/
часов
п
10 класс
1

Экономика как наука и
хозяйство

8

2

Рыночный механизм

8

3

Экономика фирмы

11

4

Финансы семьи

7

https://resh.edu.ru/subject/38/10/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/10/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/10/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/10/
https://dni-fg.ru

11 класс
5

Экономика страны

8

6

Денежное обращение

6

7

Роль государства в экономике

8

8

Мировая экономика

11

Итого

67

https://resh.edu.ru/subject/38/11/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/11/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/11/
https://dni-fg.ru
https://resh.edu.ru/subject/38/11/
https://dni-fg.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».