Нравственные основы семейной жизни

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская
средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим
советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Нравственные основы семейной жизни»

пгт. Натальинск
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в

Российской Федерации";
Концепция государственной семейной политики в Российской

Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г.Москва);
Концепция демографической политики Российской Федерации на

период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025года»;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,

утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N
761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей,также;
приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2012 № 413 «Об утверждении и

введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (ред. от29.06.2-17);
Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных
программ,
в
том
числе
в
части
проектнойдеятельности».
Введение учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» в
образовательный процесс определяется необходимостью существенного
усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во
взаимодействии с семьей.
Система ценностей человека всегда являлась предметом научного и
философского анализа и поиска. В то же время она имеет большое
практическое значение, поскольку является «несущим каркасом» мотивации
деятельности человека во всех сферах его повседневной жизни. Данная
программа направлена на формирование семейных ценностей по принципу
ценностного восхождения от уровня категорий до превращения их в навык и
закрепления опыта в практической жизни. Так, на ступени среднего
образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации
обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной
культуры.

В представленной программе особое внимание уделяется проблемам
семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте
семейной проблематики, личности – в аспекте построения ею будущей семьи.
Изложены современные представления о семейной жизни, синтезированы
знания различных областей: психологии и культурологи, христианской этики
и богословия (теологии). НОСЖ – интегративный курс, ориентированный на
систематизацию знаний осемье.
Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни»
направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных,
регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах
отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и
бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни,
рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных,
внутрисемейных, и педагогических конфликтов.
Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения
преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в
оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении
нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака,
укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного
воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.
Изучение
курса
«Нравственные
основы
семейной
жизни»
обучающимися в 10 и 11 классах уровня СОО имеет практический,
личностно-ориентированный характер, обобщаются полученные ранее
знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в
дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический
опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Курс необходим для обучающихся данного возраста в качестве живого и
действенного ориентира на рубеже зрелости исамостоятельности.
Базовые семейные ценности в курсе «Нравственные основы семейной
жизни»: семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность,
счастливое детство; супружество, мужественность, женственность; человек,
жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;общение, дружба,
любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака; взаимное
уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь,
взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие; умение
прощать, терпение, терпимость к недостаткам других; мир в семье, духовное
единение супругов, радость семейной жизни, родство душ; благочестивое
воспитание, почитание старших, послушание; семейный труд, общественное

служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед
семьей (родом);любовь к Родине, служение Отечеству; дом, достаток,
хозяйственность, рачительность.
Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для
нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию
крепкой, многодетной, счастливой семьи.
Задачи:
 ознакомление обучающихся с базовыми понятиями,
раскрывающимиценности и нормы семейнойжизни;
 формирование у старшеклассников основных представлений о семейной
жизни спозиции психологии, культурологи иэтики;
 пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную,
счастливую семью;
 научить старшеклассников основам психологической идуховнонравственнойбезопасности в сфере семейных отношений;
 помочь старшеклассникам задуматься о смыслежизни.
Изучение курса рассчитано на 17часов на уровень СОО: 9 часов в 10 классе, 8
часов в 11 классе.

Содержание курса внеурочной деятельности
Особенности зрелой семьи.
1. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи. Классификация семей по
количеству детей. Особенности однодетной и многодетной семьи. Сколько
детей должно быть в семье? Особенности воспитания в однодетной и
многодетной семье. Ответственность родителей за воспитание своих детей.
2. Семейные конфликты. Природа семейных конфликтов. Агрессивное
поведение в семье. Причины и последствия распада семейных отношений. Пути
их преодоления. Культура общения в семье. Умение говорить и умение
молчать. Умение слушать. Уважительные отношения в семье.
3. Супружеское многолетие. Семья людей старшего возраста. Возрастные
особенности пожилых людей. Бабушки и дедушки. Счастливые долголетние
браки. Единство жизни в супружеском долголетии.
4. Семья – основа общества. Типы и функции семьи. Классификация типов
семей. Полные и неполные, сложные и смешанные семьи. Функции семьи:
репродуктивная,
хозяйственно
–
экономическая,
воспитательная,коммуникативная,
5. История семейной политики в России. Исторические причины кризиса
семьи в современном российском обществе. Проблемы, с которыми
сталкивается российская семья в современном мире.
6. «Семья – основа всякого общества». Обобщение и практическая отработка
знаний по главе «Семья – основа всякого общества».
Устроение жизни семьи.
7. Личность и семья.Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа.
Понятие иерархии. Послушание членов семьи друг другу. Иерархия семейных
отношений. Традиционный уклад семьи. Последствия нарушения семейной
иерархии. Главенство и деспотизм.
8. Жена – хранительница домашнего очага. Назначение женщины в семье.
Роль жены в жизни мужа. Что значит «быть помощницей мужу»? О власти
женщины в семье. Понятие «главенство» и «лидерство». Последствия
главенства женщины в семье на уровне супружеских и детско –
родительскихотношений.
9. Положение детей в семье. Послушание детей взрослым. Негативные
последствия введения ювенальной юстиции для семьи. Благополучие детей в
семье. Отношения детей между собой. Старшие дети. Младшие дети.
Воспитание в семье
10. Традиции семьи, рода, народа. Понятия «традиции», «традиционная

культура». Трансляция традиции в череде поколений. Нарушение традиции.
Последствия нарушения традиции в семье, роде, народе, Отечестве. Изменение
семейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений. Меры
противодействия факторам дестабилизации семейных отношений.
11. Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Честность.
Честь семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Честь
юноши и честь девушки – сходство и различия. Чувство собственного
достоинства: истинное и ложное. Потеря чести – чем она чревата?
Семья в моей жизни
12.Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни. Понятие
«вера». Верность – сохранение. Измена – потеря. Вера в собственные силы и
вера в Бога. Человек как идол (кумир) и идолопоклонство. Доверие Богу и
человеку. Образ жизни в контексте веры.
13. Семья в религиозной традиции. Семья как колыбель новой личности.
Семья как школа личностного общения и школа любви. Семья как путь
спасения души. Религиозные ценности в семейных традициях народов России.
Первообраз семьи в религиозной традиции.
14. Радость семейной жизни. Радость семейной жизни. Совет да любовь.
Жизнь в духе мира и согласия. Семейные радости. Всегда ли семейная жизнь
является безоблачной? Что значит жить «в духе» и «не в духе»? Вдохновение
бытия. Семейный совет – единство жизненных позиций. Дарить себя любимому
человеку. Жизнь в союзе мира.
15. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Полнота жизни – в
семье. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Жизненный
опыт. Самоактуализация. Самодостаточность. Потеря смысла жизни. Новое
обретение смысла жизни.
16. Семейное счастье – миф или реальность? Счастье истинное и мнимое.
Счастье земное и небесное. Партнерское соглашение. Домохозяйство.
Семейное счастье как духовный союз.
17. Итоговое занятие по курсу. Варианты проведения: 1. Конференция с
приглашением родителей.2. Чаепитие с доверительной беседой по проблемам,
изучаемым в течение года.

Планируемые результаты изучения курса СОО
внеурочной деятельности
«Нравственные основы семейной жизни»
Личностные результаты:

 ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими

ценности и нормы семейнойжизни;
 формирование у старшеклассников основных представлений о
семейной жизни с позиции твердое стояние в православной вере, её
традиции икультуре;
 приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению
внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
обретение православной жизненной позиции и мировоззрения,

личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью
Христовой иобществом;
 приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и
дальнейшем духовном развитии; приобретение твердых моральных
устоев, христианскогообраза
поведения и отношения к людям;
Метапредметные результаты:
 развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого
материала в контексте православного вероучения;
 умение выбирать и использовать различные источники знаний,
анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада,
реферата,сочинения;
 формирование целостной картины мира на основе православного
мировоззрения и мировосприятия;
 умение анализировать и духовно осмысливать прочитанныетексты.
Предметные результаты:
 овладение ценностными установками и знаниевыми
основаниями для осознанной мотивации к нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию;
 знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
 знание православного учения о человеке, представление о мужественностии
женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях
семьи, понимание различий между влюбленностью и любовью,
гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе;
 представление об обручении и венчании, церковном браке,
благословении родителей исвященника;
 понимание сущности аборта, значении однодетности и
многодетности для стабильности семейныхотношений;

 понимание причин супружеских конфликтов иразводов;
 знание святых семейств, покровителей семьи, знакомство и

формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла
народноймудрости;
ценности человеческой жизни, представление о
 осознание
христианском
браке
и
нормах
христианского
поведения
(христианскойэтике);
 знание основ общественной нравственности, этики общественногослужения,
добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии
и этике.
Тематическое планирование

№
п/
п

Наименов
ание
разделов и
тем
программ
ы

Особенност
1
и зрелой
семьи.
Устроение
2
жизни
семьи.
Семейное
3
воспитание
Семья в
4
моей жизни
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

10, 11 класс
Количество часов
Все
го

Лекц
ии

Практиче
ские
работы

6

5

1

3

2

1

2

2

0

6

5

1

17

14

3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=568117633819391115
&suggest_reqid=671264678161
297193774363135078907&text
=особенности+зрелой+семьи
https://yandex.ru/video/preview/
18125291492904719357
ttps://yandex.ru/video/preview/1
3408558068091409093
https://yandex.ru/video/preview/
11465162332720227305


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».