Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальйнская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Психо.юго- 11едагогичееким консилиумом МАОУ «Натальйнская СОШ» , № / _) (протокол От Директор, ьйнская СОШ» С. В. Маркова 2021 г Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся М АОУ «Натальйнская СОШ» Правовая документация В основу программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся МА( «Натальинская СОШ» положены следующие документы: • • • • • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федераций»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утвержден примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательн организации»; распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утвержден примерного Положения об оказании логопедической помощи в организации осуществляющих образовательную деятельность»; письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № В К -15/07 «О направлении методическ рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексно сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей». Пояснительная записка Пси х ол о го - п е д аго ги чес ко е сопровож дение рассматривается как систематическ деятельность педагогов-психологов, учителсй-логопедов, учителя-дефектолога, социально педагога, классных руководителей, направленная на создание оптимальных условий обучен?: развития, социализации и адаптации обучаю щ ихся. Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся MAC «Натальинская СОШ»: создание условий для личностного развития, обучения и воспитан! обучающихся в рамках образовательного процесса в МАОУ «Натальинская СОШ». Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихсяМАОУ «Натальинсю СОШ»: • содействие Полноценному личностному и интеллектуальному развитиюобучающихся, • создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса; • проведение профилактической работы по предотвращению возникновения пробле развития ребенка; • содействие в реш ении актуальных задач развития, обучения, социализаций, в том чис; в преодолении учебных трудностей, трудностей с выбором образовательного профессионального маршрута, наруш ений эмоционально-волевой сферы, пробле взаимоотнош ений со сверстниками, учителями, родителями; • повышение психолого-педагогической компетентности всех участнике образовательного процесса. Формы психолого-педагогического сопровождения: • профилактика; • диагностика; • консультирование; • коррекционная работа; • развивающая работа; • просвещение; • экспертиза. На основе результатов проведенных диагностических исследований выстраиваюгс: приоритетные направления работы, изучается результативность используемых программ проектов и корректировка их в дальнейшем. 2 Использование результатов диагностической работы способствует оказанию поддержки и помощи ребенку в решений задач развития, обучения, воспитания, социализаций. Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого педагогической и иной специальной диагностики и, следовательно, предполагает построение системы псйхолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений. Психологическое сопровождение Решение задач псйхОлогО-педагогиЧесКого сопровождения обучающихся Не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует также организации работы с педагогами и родителями как участникам образовательного Процесса. Мероприятия в рамках психологического сопровождения обучающихся Контингент Цель Обучающиеся Самореализация, самоопределение* коррекция взаимоотношений, профориентация Мероприятия Профилактическая работа с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Консультирование учащихся (помощь в решении проблем). Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социальнопрофессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по выбору профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Твоя профессиональная карьера» в 9-х классах, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы). Сопровождение учащихся в рамках подготовки и 3 сдачи государственной итоговой аттестации Педагоги Профилактическая работа. Установление психологически грамотной, развивающей Просветительская работа, системы взаимоотношений со школьниками, информация по вопросам основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. личностного роста. Создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности. Консультирование по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий). Проведение семинаров, практических занятий, лекций Профилактика профессионального выгорания педагогических кадров Родители Повышение уровня психолого педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка Консультирование по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в Процессе взаимодействия с детьми. Проведение бесед, лекций; рекомендации родителям для успешного воспитания детей с учетом возрастных особенностей Социально-педагогическое сопровождение Цель работы - осуществление мероприятий по социальной защите учащихся, организация профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении, предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе. Задачи: 1. Сформировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни. 2. Оказывать помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на учебную деятельность, поведение, посещаемость. 3. Активизировать работу по своевременному выявлению педагогических проблем б семье, требующих безотлагательного решения. 4 4. Реализовать комплекс профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их социализацию. 5. Продолжить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. 6. Продолжить социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на про фиЛакгическйх учетах. 7. Осуществлять предупреждение и помощь в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием, общением взрослых и детей. ,8. Повышать правовую грамотность участников образовательных отношений, воспитывать уважение к Закону и нормам коллективной жизни. Диагностика среды, социологические исследования № Содержание и формы работы 1 Консультаций по составлению социальных паспортов классов. Составление социального паспорта школы Уточнение списка семей, находящихся в социально опасном положений. Продолжение работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении Диагностика семьи (обследование жизненных условий с составлением актов, изучением психологического климата семьи) 2 3 4 Проверка информации об устройстве выпускников в образовательные учреждения, на работу. 5 Изучение внутригрупповых отношений, уровня воспитанности, социализированное™ личности учащихся Изучение нормативной документации, регламентирующей социально-педагогическую деятельность Обследование жилищно-бытовых условий проживания детей отдельных категорий Анкетирование с целью выявления из вновь поступивших в школу учащихся отдельных категорий для составления социального паспорта, оказания посильной помощи в решении проблем. 6 7 8 Задачи социально педагогической деятельности Изучение социального окружения учащихся Составление банка данных. Уточнение списков семей. Получение объективной и реалистической информации о проблемах и возможностях семьи Предупреждение правонарушений И безнадзорности среди несовершеннолетних. Изучение качеств личности подростков Пакет нормативных документов Изучение социального окружения учащихся Изучение социального окруженияучащихся Изучение семей учащихся № Формы и содержание деятельности 1 Заполнение социальных паспортов классов 2 Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бьп овых условий их жизни Посещение семей учащихся с целью изучения характера 3 4 Задачи социально педагогической деятельности Составление банка данных. Уточнение списков семей. Составление банка данных. Уточнение списков семей. Изучение социального окружения учащихся Изучение социального 5 взаимоотношений, эмоциональной атмосферы в семье. окружения учащихся Работа с детьми, требующими повышенного внимания и относящимися к «группе риска» № Содержание и формы работы 1 Рейды по выявлению безнадзорных детей 2 Совет профилактики 3 Работа с ПДН, КДНиЗП 4 Применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей. Оказание помощи в занятости несовершеннолетних. Индивидуальные консультации родителей 5 6 7 8 Индивидуальные консультации кл. руководителей и воспитателей Составление картотеки трудных, состоящих на внутришкольном учете и учете ОГ1Д11 ОМВД Организация досуга и летнего отдыха. 9 Родительский лекторий «Роль родителей в трудовом воспитании подростков» 10 Патронат подростков, состоящих на учете в ОПДН И Работа с банком данных несовершеннолетних «группы риска» 12 Индивидуальные консультации с детьми «группы риска». Помощь в устранении причин негативного влияния на их посещаемость, успеваемость, взаимоотношений со сверстниками Проведение бесед с детьми «группы риска», разъяснение ответственности за совершение правонарушений. 13 Задачи социальнопедагогической деятельност Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а такж родителей, не выполняющих свои обязанности. Составление единой программы деятельности со специалистами школы. Применение мер воздействи в отношении несовершеннолетних, их родителей. Оказание помош в занятости несовершеннолетних. Справки Просвещение родителей в вопросах воспитания. Выработка совместных мер профилактической работы. Оказание помощи в работе ( трудными детьми. Организация взаимодействи различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Осознанная организация свободного времени, отвлечение от улицы. Просвещение родителей в вопросах воспитания ребеш Контроль и оказание помощи. Внесение изменений и сбор сведений, составление инд. программ сопровождения, состоящих в банке и работа по этим программам. Контроль и оказание помош Контроль и оказание помои Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении (социально неблагополучные семьи) Содержание и формы работы № 2 Посещение семей учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения характера взаимоотношений, эмоциональной атмосферы в семье. Беседы. Индивидуальные консультации родителей. 3 Патронаж семей, состоящих на разных формах учета 4 Составление программы реабилитации для семьи и работа по ней. Составление схем безопасных маршрутов движения учащихся «дом-шкоЛа-дом» Участие в конкурсах, социально-значимых акциях, пропагандирующих законопослушное поведение на дорогах детей и взрослых («Засветись», «Автокреслодетям», «Пристегнись») 1 5 6 Задачи социально педагогической деятельности Профилактика социально опасных привычек Составление совместного плана действий для преодоления данной жизненной ситуации. Контроль и оказание всесторонней помощи Реабилитация несовершеннолетних Контроль наличия безопасных маршрутов Контроль и оказание всесторонней помощи Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание и формы работы № 1. Банк данных детей с ОВЗ 2. Индивидуальные консультации родителей Задачи социальнопедагогической деятельности Организация взаимодействия различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Оказание разносторонней помощи. Социально педагогическое Просвещение родителей. Работа с родителями № Содержание и формы работы п\п 1. 2 3 Задачи социальнопеДагогической деятельности Социально- -педагогическое сопровождение неблагополучных семей. Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих подопечных детей. Оказание помощи в воспитании детей Оказание помощи в воспитаний детей Индивидуальные консультации для родителей и опекунов, испытывающих затруднения в воспитании детей, подопечных. Оказание помощи в воспитание детей 7 4. Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков; Оказание помощи в воспита детей ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ; 5. 6 7 8 вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям с целью разрешения внутрисемейных конфликтов и усиления ответственности родителей за воспитание детей. Участие в проведении заседаний Совета профилактики, Координационного совета Участие в общешкольных и классных родительских собраниях Информационно-просветительная работа с родителями Оказание помощи в воспита детей Составление единой nporpai деятельности со специалисте школы Оказание помощи в воспита: детей Оказание помощи в воспита детей Защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите № Задачи социально педагогической деятельное Содержание и формы работы п\п 1 Осуществление контроля за условиями жизни детей, находящихся под опекой. Правовая помощь опекаемым 2 Защита прав ребенка Оказание помощи в оформле необходимых документов Индивидуальные консультации опекунов Оказание помощи в воспитаь детей. Обследование жилищно-бытовых условий опекаемых Защита прав ребенка Контроль за успеваемостью, посещением уроков, Оказание помощи в воспитаь внеурочной занятостью детёй-сирот и детей, детей. оставшихся без попечения родителей Помощь в организации посещения центра занятости и Оказание помощи в училищ воспитанниками в целях профориентации. про ф ориентации Пропаганда знаний о правах ребенка Защита прав ребенка 3 4 5 6 7 Повышение уровня квалификации и самообразования № п\п 1 Содержание и формы работы Задачи социальнопедагогической деятельно Ознакомление с документами Правительства РФ и Свердловской области, Министерства образования РФ и Свердловской области, муниципального органа образования, Управления социальной политики в сфере защиты законных прав и интересов учащихся, детейинвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Повышение теоретическог научно-практического уровня, профессиональног мастерства и компетентное 2 Ознакомление с передовым педагогическим опытом, новинками методической литературы. 3 5 Самостоятельное изучение методической литературы по коррекции Отклоняющегося поведения подростков Участие в семинарах, тренингах, курсах повыш ения Квалификации Участие в вебйнарах, конференциях 6 Подготовка материалов к тематическим выступлениям 4 Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности Самообразование Повышение уровня квалификации Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности Самообразование Логопедическое сопровождение Задачами МЛОУ «Натальинская СОШ» по оказанию логопедической помощи являются: • • • • Организация и проведение логопедической диагностики с Целью своевременного выявления и последующ ей коррекции речевы х наруш ений обучаю щихся; организация проведения Логопедических занятий с обучаю щимися с выявленными наруш ениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с обучаю щимися по предупреждению возникновения возможны х наруш ений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений По вопросам организаций и содержания логопедической работы с обучающимися. Логопедическая поддержка обучающихся состоит из трех этапов: диагностического, коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного. Этапы логопедической поддержки обучающихся - - Название этапа Общая характеристика Мероприятия Диагностический Учитель-логопед проводит встречу с родителями и индивидуальное логопедическое обследование ребенка — отдельно или в составе 1111к Входная и контрольная диагностика - не менее двух раз в год продолжительностью 15 календарных дней каждая. Возможна внеплановая диагностика, если Нарушения устной или письменной речи, подготовил педагогическую характеристику ребенка и обращение к учителю-логопеду. 9 После диагностики учитель-логопед формирует список детей, которые нуждаются в логопедическом сопровождении Коррекционноразвивающий Учитель-логопед работает с детьми индивидуально или в группах Специалист объединяет в группы детей одного возраста по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития, руководствуясь положениями распоряжения Минпросвещения от 06.08.2020 № Р-75. На занятиях развиваются и совершенствуются речевые и неречевые процессы, проводится профилактика и коррекция речевой деятельности, развиваются различные функции речи. В работе используются упражнения и игры, которые развивают речевое, зрительное и слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата И позволяют скорректировать звуки. В рамках пропедевтической работы учительлогопед занимается с детьми младшего возраста, у которых нет сильных отклонений в устной и письменной речи. Формирует у детей: • • мелодику речи; навыки постановки логического ударения; • умение управлять темпом и ритмом речи, чтобы выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства Контрольно оценочный Учитель-логопед оценивает результаты занятий, прогресс ребенка Специалист отслеживает процесс автоматизации звука в разговорной речи, на занятиях, уроках, иных мероприятиях. Критерии оценивания: • правильно ли ребенок произносит все звуки родного языка; « слышит ли он и умеет ли находить заданный звук в потоке звуков, слогов, слов и в предложении; • автоматически ли ребенок пользуется поставленными звуками в свободной речи; • правильно ли произносит слоговые ряды и пары слов; • может ли воспроизводить слова сложной слоговой структуры Периодичность проведения логопедических занятий для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения родителей учащихся. Ожидаемые результаты внедрения псИхолого-педагбгйчеекого сопровождения обучающихся 1. Гармоничное развитие учащ ихся, способных к дальнейш ему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала. 2. У спеш ная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе. 3. У спешная адаптация и социализация вы пускников школы. 4. Создание Мониторинга психологического статуса школьника с Целью повышения качества образования. 11