Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальйнская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Психо.юго- 11едагогичееким консилиумом
МАОУ «Натальйнская СОШ»
,
№ / _)
(протокол От
Директор,
ьйнская СОШ»
С. В. Маркова
2021 г
Программа психолого-педагогического сопровождения
обучающихся М АОУ «Натальйнская СОШ»
Правовая документация
В основу программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся МА(
«Натальинская СОШ» положены следующие документы:
•
•
•
•
•
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
Российской Федераций»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации
распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утвержден
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательн
организации»;
распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утвержден
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организации
осуществляющих образовательную деятельность»;
письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № В К -15/07 «О направлении методическ
рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексно
сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей».
Пояснительная записка
Пси х ол о го - п е д аго ги чес ко е сопровож дение рассматривается как систематическ
деятельность педагогов-психологов, учителсй-логопедов, учителя-дефектолога, социально
педагога, классных руководителей, направленная на создание оптимальных условий обучен?:
развития, социализации и адаптации обучаю щ ихся.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся MAC
«Натальинская СОШ»: создание условий для личностного развития, обучения и воспитан!
обучающихся в рамках образовательного процесса в МАОУ «Натальинская СОШ».
Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихсяМАОУ «Натальинсю
СОШ»:
• содействие Полноценному личностному и интеллектуальному развитиюобучающихся,
• создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса;
• проведение профилактической работы по предотвращению возникновения пробле
развития ребенка;
• содействие в реш ении актуальных задач развития, обучения, социализаций, в том чис;
в преодолении учебных трудностей, трудностей с выбором образовательного
профессионального маршрута, наруш ений эмоционально-волевой сферы, пробле
взаимоотнош ений со сверстниками, учителями, родителями;
• повышение
психолого-педагогической
компетентности
всех
участнике
образовательного процесса.
Формы психолого-педагогического сопровождения:
• профилактика;
• диагностика;
• консультирование;
• коррекционная работа;
• развивающая работа;
• просвещение;
• экспертиза.
На основе результатов проведенных диагностических исследований выстраиваюгс:
приоритетные направления работы, изучается результативность используемых программ
проектов и корректировка их в дальнейшем.
2
Использование результатов диагностической работы способствует оказанию поддержки и
помощи ребенку в решений задач развития, обучения, воспитания, социализаций.
Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие
обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и
личностного потенциала.
Проектирование
образовательных
программ
предполагает
изучение
стартовых
возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого
педагогической и иной специальной диагностики и, следовательно, предполагает построение
системы псйхолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с родителями и
педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике
суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата
в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений.
Психологическое сопровождение
Решение задач псйхОлогО-педагогиЧесКого сопровождения обучающихся Не может быть
ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует
также организации работы с педагогами и родителями как участникам образовательного
Процесса.
Мероприятия в рамках психологического сопровождения обучающихся
Контингент
Цель
Обучающиеся Самореализация,
самоопределение*
коррекция
взаимоотношений,
профориентация
Мероприятия
Профилактическая работа с целью формирования
у учащихся знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья,
содействие формированию регулятивных,
коммуникативных, познавательных
компетентностей.
Выявление учащихся группы риска (методом
мониторинга), сопровождение одаренных
учащихся, находящихся под опекой, и
организация индивидуальной или групповой
коррекционно-развивающей работы.
Консультирование учащихся (помощь в решении
проблем).
Профориентационная работа. Большое внимание
при сопровождении учащихся к социальнопрофессиональному самоопределению уделяется
индивидуальным консультациям по выбору
профиля, с учетом возрастных особенностей
учащихся, проведение элективных курсов «Твоя
профессиональная карьера» в 9-х классах,
проведение групповых занятий по
профориентации учащихся (тренинги, деловые
игры, профессиональные пробы).
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и
3
сдачи государственной итоговой аттестации
Педагоги
Профилактическая работа. Установление
психологически грамотной, развивающей
Просветительская работа, системы взаимоотношений со школьниками,
информация по вопросам основанной на взаимопонимании и взаимном
восприятии друг друга.
личностного роста.
Создание комфортной
психологической
атмосферы в
педагогическом
коллективе. Проведение
диагностических
мероприятий.
Повышение
психологической
компетентности.
Консультирование по вопросам
совершенствования учебно-воспитательного
процесса (сопровождение индивидуальных
образовательных траекторий).
Проведение семинаров, практических занятий,
лекций
Профилактика
профессионального
выгорания
педагогических кадров
Родители
Повышение уровня
психолого
педагогической
компетентности в
вопросах воспитания и
обучения ребенка
Консультирование по созданию условий,
обеспечивающих успешную адаптацию
подростков к средней школе, посвященное
психологическим особенностям того или иного
вида деятельности.
Профилактическая работа с целью обеспечения
родителей знаниями и навыками,
способствующими развитию эффективного,
развивающего поведения в семье в Процессе
взаимодействия с детьми.
Проведение бесед, лекций; рекомендации
родителям для успешного воспитания детей с
учетом возрастных особенностей
Социально-педагогическое сопровождение
Цель работы - осуществление мероприятий по социальной защите учащихся, организация
профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном
учреждении, предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни.
2. Оказывать помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на
учебную деятельность, поведение, посещаемость.
3. Активизировать работу по своевременному выявлению педагогических проблем б
семье, требующих безотлагательного решения.
4
4. Реализовать комплекс профилактических мер для физического, психического и
интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их
социализацию.
5. Продолжить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
6. Продолжить социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на
про фиЛакгическйх учетах.
7. Осуществлять предупреждение и помощь в решении проблем, связанных с обучением,
воспитанием, общением взрослых и детей.
,8. Повышать правовую
грамотность участников
образовательных
отношений,
воспитывать уважение к Закону и нормам коллективной жизни.
Диагностика среды, социологические исследования
№
Содержание и формы работы
1
Консультаций по составлению социальных паспортов
классов. Составление социального паспорта школы
Уточнение списка семей, находящихся в социально
опасном положений. Продолжение работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
Диагностика семьи (обследование жизненных условий с
составлением актов, изучением психологического климата
семьи)
2
3
4
Проверка информации об устройстве выпускников в
образовательные учреждения, на работу.
5
Изучение внутригрупповых отношений, уровня
воспитанности, социализированное™ личности учащихся
Изучение нормативной документации, регламентирующей
социально-педагогическую деятельность
Обследование жилищно-бытовых условий проживания
детей отдельных категорий
Анкетирование с целью выявления из вновь поступивших
в школу учащихся отдельных категорий для составления
социального паспорта, оказания посильной помощи в
решении проблем.
6
7
8
Задачи социально
педагогической деятельности
Изучение социального
окружения учащихся
Составление банка данных.
Уточнение списков семей.
Получение объективной и
реалистической информации
о проблемах и возможностях
семьи
Предупреждение
правонарушений И
безнадзорности среди
несовершеннолетних.
Изучение качеств личности
подростков
Пакет нормативных
документов
Изучение социального
окружения учащихся
Изучение социального
окруженияучащихся
Изучение семей учащихся
№
Формы и содержание деятельности
1
Заполнение социальных паспортов классов
2
Обработка данных социальных паспортов классов.
Заполнение социального паспорта ОУ
Посещение учащихся на дому с целью изучения
жилищно-бьп овых условий их жизни
Посещение семей учащихся с целью изучения характера
3
4
Задачи социально
педагогической деятельности
Составление банка данных.
Уточнение списков семей.
Составление банка данных.
Уточнение списков семей.
Изучение социального
окружения учащихся
Изучение социального
5
взаимоотношений, эмоциональной атмосферы в семье.
окружения учащихся
Работа с детьми, требующими повышенного внимания и относящимися к «группе риска»
№
Содержание и формы работы
1
Рейды по выявлению безнадзорных детей
2
Совет профилактики
3
Работа с ПДН, КДНиЗП
4
Применение мер воздействия в отношении
несовершеннолетних, их родителей. Оказание помощи в
занятости несовершеннолетних.
Индивидуальные консультации родителей
5
6
7
8
Индивидуальные консультации кл. руководителей и
воспитателей
Составление картотеки трудных, состоящих на
внутришкольном учете и учете ОГ1Д11 ОМВД
Организация досуга и летнего отдыха.
9
Родительский лекторий «Роль родителей в трудовом
воспитании подростков»
10 Патронат подростков, состоящих на учете в ОПДН
И
Работа с банком данных несовершеннолетних «группы
риска»
12
Индивидуальные консультации с детьми «группы риска».
Помощь в устранении причин негативного влияния на их
посещаемость, успеваемость, взаимоотношений со
сверстниками
Проведение бесед с детьми «группы риска», разъяснение
ответственности за совершение правонарушений.
13
Задачи социальнопедагогической деятельност
Выявление детей,
находящихся в трудной
жизненной ситуации, а такж
родителей, не выполняющих
свои обязанности.
Составление единой
программы деятельности со
специалистами школы.
Применение мер воздействи
в отношении
несовершеннолетних, их
родителей. Оказание помош
в занятости
несовершеннолетних.
Справки
Просвещение родителей в
вопросах воспитания.
Выработка совместных мер
профилактической работы.
Оказание помощи в работе (
трудными детьми.
Организация взаимодействи
различных структур,
решающих проблемы
несовершеннолетних.
Осознанная организация
свободного времени,
отвлечение от улицы.
Просвещение родителей в
вопросах воспитания ребеш
Контроль и оказание
помощи.
Внесение изменений и сбор
сведений, составление инд.
программ сопровождения,
состоящих в банке и работа
по этим программам.
Контроль и оказание помош
Контроль и оказание помои
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении (социально
неблагополучные семьи)
Содержание и формы работы
№
2
Посещение семей учащихся на дому с целью изучения
жилищно-бытовых условий, изучения характера
взаимоотношений, эмоциональной атмосферы в семье.
Беседы.
Индивидуальные консультации родителей.
3
Патронаж семей, состоящих на разных формах учета
4
Составление программы реабилитации для семьи и работа
по ней.
Составление схем безопасных маршрутов движения
учащихся «дом-шкоЛа-дом»
Участие в конкурсах, социально-значимых акциях,
пропагандирующих законопослушное поведение на
дорогах детей и взрослых («Засветись», «Автокреслодетям», «Пристегнись»)
1
5
6
Задачи социально
педагогической деятельности
Профилактика социально
опасных привычек
Составление совместного
плана действий для
преодоления данной
жизненной ситуации.
Контроль и оказание
всесторонней помощи
Реабилитация
несовершеннолетних
Контроль наличия
безопасных маршрутов
Контроль и оказание
всесторонней помощи
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Содержание и формы работы
№
1.
Банк данных детей с ОВЗ
2.
Индивидуальные консультации родителей
Задачи социальнопедагогической деятельности
Организация взаимодействия
различных структур,
решающих проблемы
несовершеннолетних.
Оказание разносторонней
помощи. Социально
педагогическое Просвещение
родителей.
Работа с родителями
№
Содержание и формы работы
п\п
1.
2
3
Задачи социальнопеДагогической деятельности
Социально- -педагогическое сопровождение
неблагополучных семей.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение
семей, имеющих подопечных детей.
Оказание помощи в воспитании
детей
Оказание помощи в воспитаний
детей
Индивидуальные консультации для родителей и
опекунов, испытывающих затруднения в воспитании
детей, подопечных.
Оказание помощи в воспитание
детей
7
4.
Собеседование с родителями, уклоняющимися от
воспитания подростков;
Оказание помощи в воспита
детей
ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ;
5.
6
7
8
вынесение им официального предупреждения об
ответственности за воспитание и обучение детей
Оказание социально-педагогической помощи
неблагополучным семьям с целью разрешения
внутрисемейных конфликтов и усиления
ответственности родителей за воспитание детей.
Участие в проведении заседаний Совета
профилактики, Координационного совета
Участие в общешкольных и классных родительских
собраниях
Информационно-просветительная работа с
родителями
Оказание помощи в воспита
детей
Составление единой nporpai
деятельности со специалисте
школы
Оказание помощи в воспита:
детей
Оказание помощи в воспита
детей
Защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите
№
Задачи социально
педагогической деятельное
Содержание и формы работы
п\п
1
Осуществление контроля за условиями жизни детей,
находящихся под опекой.
Правовая помощь опекаемым
2
Защита прав ребенка
Оказание помощи в оформле
необходимых документов
Индивидуальные консультации опекунов
Оказание помощи в воспитаь
детей.
Обследование жилищно-бытовых условий опекаемых Защита прав ребенка
Контроль за успеваемостью, посещением уроков,
Оказание помощи в воспитаь
внеурочной занятостью детёй-сирот и детей,
детей.
оставшихся без попечения родителей
Помощь в организации посещения центра занятости и Оказание помощи в
училищ воспитанниками в целях профориентации.
про ф ориентации
Пропаганда знаний о правах ребенка
Защита прав ребенка
3
4
5
6
7
Повышение уровня квалификации и самообразования
№
п\п
1
Содержание и формы работы
Задачи социальнопедагогической деятельно
Ознакомление с документами Правительства РФ и
Свердловской области, Министерства образования РФ и
Свердловской области, муниципального органа
образования, Управления социальной политики в сфере
защиты законных прав и интересов учащихся, детейинвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Повышение теоретическог
научно-практического
уровня, профессиональног
мастерства и компетентное
2
Ознакомление с передовым педагогическим опытом,
новинками методической литературы.
3
5
Самостоятельное изучение методической литературы по
коррекции Отклоняющегося поведения подростков
Участие в семинарах, тренингах, курсах повыш ения
Квалификации
Участие в вебйнарах, конференциях
6
Подготовка материалов к тематическим выступлениям
4
Повышение теоретического,
научно-практического
уровня, профессионального
мастерства и компетентности
Самообразование
Повышение уровня
квалификации
Повышение теоретического,
научно-практического
уровня, профессионального
мастерства и компетентности
Самообразование
Логопедическое сопровождение
Задачами МЛОУ «Натальинская СОШ» по оказанию логопедической помощи являются:
•
•
•
•
Организация и проведение логопедической диагностики с Целью своевременного
выявления и последующ ей коррекции речевы х наруш ений обучаю щихся;
организация проведения Логопедических занятий с обучаю щимися с выявленными
наруш ениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы
с обучаю щимися
по
предупреждению возникновения возможны х наруш ений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений По вопросам организаций и
содержания логопедической работы с обучающимися.
Логопедическая поддержка обучающихся состоит из трех этапов: диагностического,
коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки обучающихся
-
-
Название этапа
Общая характеристика
Мероприятия
Диагностический
Учитель-логопед проводит
встречу с родителями и
индивидуальное логопедическое
обследование ребенка —
отдельно или в составе 1111к
Входная и контрольная диагностика - не
менее двух раз в год продолжительностью 15
календарных дней каждая.
Возможна внеплановая диагностика, если
Нарушения устной или письменной речи,
подготовил педагогическую характеристику
ребенка и обращение к учителю-логопеду.
9
После диагностики учитель-логопед
формирует список детей, которые нуждаются
в логопедическом сопровождении
Коррекционноразвивающий
Учитель-логопед работает с
детьми индивидуально или в
группах
Специалист объединяет в группы детей
одного возраста по принципу сходности
структуры речевого нарушения и
особенностей развития, руководствуясь
положениями распоряжения
Минпросвещения от 06.08.2020 № Р-75.
На занятиях развиваются и совершенствуются
речевые и неречевые процессы, проводится
профилактика и коррекция речевой
деятельности, развиваются различные
функции речи.
В работе используются упражнения и игры,
которые развивают речевое, зрительное и
слуховое внимание, подвижность
артикуляционного аппарата И позволяют
скорректировать звуки.
В рамках пропедевтической работы учительлогопед занимается с детьми младшего
возраста, у которых нет сильных отклонений
в устной и письменной речи. Формирует у
детей:
•
•
мелодику речи;
навыки постановки логического
ударения;
• умение управлять темпом и ритмом
речи, чтобы выделять значимую
информацию, точно передавать в
речи свои мысли и чувства
Контрольно
оценочный
Учитель-логопед оценивает
результаты занятий, прогресс
ребенка
Специалист отслеживает процесс
автоматизации звука в разговорной речи, на
занятиях, уроках, иных мероприятиях.
Критерии оценивания:
• правильно ли ребенок произносит
все звуки родного языка;
« слышит ли он и умеет ли находить
заданный звук в потоке звуков,
слогов, слов и в предложении;
• автоматически ли ребенок
пользуется поставленными звуками
в свободной речи;
• правильно ли произносит слоговые
ряды и пары слов;
• может ли воспроизводить слова
сложной слоговой структуры
Периодичность проведения логопедических занятий для учащихся, имеющих риск
возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики,
определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения родителей учащихся.
Ожидаемые результаты внедрения псИхолого-педагбгйчеекого сопровождения
обучающихся
1. Гармоничное развитие учащ ихся, способных к дальнейш ему развитию своего личностного,
физического, интеллектуального потенциала.
2. У спеш ная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3. У спешная адаптация и социализация вы пускников школы.
4. Создание Мониторинга психологического статуса школьника с Целью повышения качества
образования.
11