Страница школьного педагога-психолога Колмакова Н. Г.
01.04.2024

Педагог-психолог
Колмакова
Надежда Геннадьевна
ГРАФИК
РАБОТЫ
Дни недели |
Рабочее
время |
понедельник |
08.30 - 16.00 |
вторник |
08.30 –
16.00 |
среда |
08.00-15.00 |
четверг |
08.30-15.30 |
пятница |
08.30-15.30 |
суббота |
выходной |
воскресенье |
Современные технологии и
особенности работы педагога – психолога в ОО.
В
образовательной организации можно выделить основные направления деятельности
педагога-психолога:
1. Защита
прав и свобод несовершеннолетних обучающихся.
2. Психолого-педагогическое
сопровождение образовательной деятельности.
3. Психодиагностика.
4. Психологическое
консультирование.
5. Психокоррекция
и развитие.
Какие же психолого-педагогические технологии
наиболее актуальны в работе педагога - психолога в ОО?
Педагог-психолог, работая с детьми,
постоянно ориентируется на их личностные структуры.
В работе с данной сферой специалист
использует следующие технологии:
Технология
обучающих игр:
Обучающие игры занимают важное место
среди современных психолого-педагогических технологий.
Обучающие игры выполняют три основные
функции:
·
Инструментальная:
формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых
упражнениях;
·
Гностическая:
формирование знаний и развитие мышления обучающихся – выражается в
дидактических методиках;
·
Социально-психологическая:
развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технология обучающей игры может
комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика,
тренинг.
Роль обучающих игр в образовании и
психологии чрезвычайно важна. Данные
технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность детей
и эффективны в работе с детьми, педагогами, родителями.
Здоровьесберегающие
технолологии:
В современной школе, наряду с
ослабленным физическим здоровьем, дети страдают психологическими проблемами
(дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием
стрессогенной системы организации образовательного процесса.
В рабочем арсенале педагога-психолога
находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять
внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического
взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность
подразумевает применение таких методик, как:
·
Музыкотерапия – использование музыки для расслабления
и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального
состояния.
·
Цветотерапия – использование цветовой визуализации
при депрессии, тревожности, страхах.
·
Арт-терапия
Арт-терапия включает в себя ряд
направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия,
цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование.
Психология
творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми.
Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно
помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых
травмы, внутренние конфликты, страхи.
Благодаря психологии творчества человек
погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще
всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на
сегодняшний день и в образовательном процессе
на разных ступенях обучения.
·
Игровая терапия
Данная технология решает следующий
спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации
личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и
малых группах.
Игровая терапия включает в себя
индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование
кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной
работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
·
Технологии сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют
демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и
ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации
тренинговой работы:
- Личностно - ориентированные
- Гуманно – личностные.
Функции
педагога-психолога:
Психологическая
профилактика - содействие полноценному развитию личности всех участников
учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций
в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния
психологического насилия.
Основная
задача психологической профилактики - создание условий, содействующих адекватному и компетентному
реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от
использования его форм во взаимодействии.
Психологическое
консультирование - оказание помощи участникам в
самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным
условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к
другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций,
достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и
профессиональному росту и саморазвитию. Психологическая коррекция - активное психолого–педагогическое
воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и
профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.
В практической психологии выделяют два
направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных
мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального
самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция,
которая заключается во внесении определенных направлений в
индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие
с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных
функций.
Особенности
работы педагога-психолога в ОО:
- приоритет семейно-ориентированного подхода,
- особенности психологического консультирования,
- значимость индивидуальной и групповой работы с субъектами
образовательного пространства,
- психологическое просвещение и профилактика
социального неблагополучия.
- Социально-психологическая помощь неблагополучным
семьям:
- виды и психологические последствия жестокого
обращения с ребенком (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие,
пренебрежение нуждами ребенка),
- методы психологической диагностики проблем
ребенка и семьи,
- особенности работы с семьями, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении (низкий
уровень дохода, вынужденная смена места жительства, злоупотребление
алкоголем, насилие и пренебрежение нуждами ребенка),
- метод ведения случая (case-management) как
основной подход к оказанию помощи неблагополучным семьям,
- Девиантное поведение у детей и подростков
(агрессия, воровство, уходы из дома, бродяжничество, буллинг, начало
употребления психоактивных веществ):
- причины возникновения разных видов поведенческих
нарушений,
- взаимосвязь проблем детей и проблем родителей,
- психологическая помощь детям с разными формами
нарушения поведения,
- особенности формирования психотерапевтических
отношений с родителями,
- типичные родительские запросы и работа с ними,
- индивидуальная работа с родителями «трудных»
детей и подростков.
- Психологическая помощь обучающимся и их законным
представителям при переживании
кризисных состояний:
- понятие о кризисе, нормативные и ненормативные
кризисы,
- причины кризисных состояний (возрастные кризисы,
распад семьи, горе и утраты, переживание экстремальных ситуаций),
- особенности кризисной психологической помощи,
- психологическая помощь семьям, оказавшимся в
кризисных ситуациях (трудный развод и раздел детей, тяжелые утраты,
острые конфликты с детьми),
- острые формы переживания кризисов у детей и
взрослых,
- факторы суицидальной опасности,
- диагностика суицидального риска,
- экстренная помощь.