Рабочая программа География

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;составлять таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;сопоставлять и анализировать
географические карты различной тематики для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;сравнивать географические
объекты между собой по заданным критериям;выявлять закономерности и тенденции развития
социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и
статистических источников информации;раскрывать причинно-следственные связи природнохозяйственных явлений и процессов;выделять и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений, выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах
и регионах мира;объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;характеризовать географию рынка труда;рассчитывать численность
населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов
мира;анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран
и регионов мира;приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя
показатель внутреннего валового продукта;оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при
помощи различных источников информации в современных условиях функционирования
экономики;оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; оценивать роль
России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических
отношений;объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между
собой, делать выводы на основе сравнения;переводить один вид информации в другой посредством
анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных
стран и регионов мира;делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы;давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого
развития;раскрывать
сущность
интеграционных
процессов
в
мировом
сообществе;прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных
отношений;оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной политической карты мира;оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;оценивать изменение
отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; влияние отдельных стран и регионов на
мировое хозяйство;анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России,
ее роль в международном географическом разделении труда;понимать принципы выделения и
устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне научится:
определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных
и практических задач; выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;проводить
простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов;прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических
процессов
и
явлений
на
основе
картографических
источников
информации;использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации; составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных
систем; создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, явлений и процессов;интерпретировать природные, социально-экономические и
экологические
характеристики
различных
территорий
на
основе
картографической
информации;прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных
факторов; анализировать причины формирования природно-территориальных и природнохозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;прогнозировать изменение численности
и структуры населения мира и отдельных регионов; анализировать рынок труда, прогнозировать
развитие рынка труда на основе динамики его изменений;оценивать вклад отдельных регионов в
мировое хозяйство; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития,
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;понимать принципы выделения и
устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и
регионах мира; выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на
различных иерархических уровнях географического пространства;выявлять и оценивать
географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны;формулировать цель
исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природнохозяйственных территориальных систем;моделировать и проектировать территориальные
взаимодействия различных географических явлений и процессов.
Критерии оценки учебной деятельности по географии по ФГОС
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не

«4»

повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование
для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям
- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение
географических задач.
Обучающийся: Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт
полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах
и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины
1.Ответ самостоятельный;2.Наличие неточностей в изложении географического
материала;3.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;3.Связное и последовательное изложение; при
помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;4.Наличие
конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических
явлений;5.Понимание
основных
географических
взаимосвязей;6.Знание карты и умение ей пользоваться;

«3»

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Обучающийся:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.
Материал
излагает
несистематизированно,
фрагментарно,
не
всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,

«2»

имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на
вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.

«1»

Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Обучающийся:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
«4»
Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- не более двух недочетов.
«3»
Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок
- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета
- не более двух-трех негрубых ошибок
- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
«2»
Обучающийся:
- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка «3»;
- если правильно выполнил менее половины работы.
«1»
Обучающийся:
- не приступал к выполнению работы;
- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
если обучающимся оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в тесте Время выполнения
Критерии оценивания
10 вопросов
10 – 15 минут
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 7 – 9 правильных ответов
«3» - 5 – 6 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
20 вопросов
20-30 минут
«5» - 18 – 20 правильных ответов
«4» - 14 – 17 правильных ответов
«3» - 10 – 13 правильных ответов
«2» - менее 10 правильных ответов
30 вопросов
30 – 40 минут
«5» - 27 – 30 правильных ответов
«4» - 22 – 26 правильных ответов
«3» - 15 – 21 правильных ответов
«2» - менее 15 правильных ответов
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой
последовательности.
Обучающиеся
работали
полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ
источники знаний, показали необходимые для проведения практических и
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
обучающимися.
«4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном
объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового
плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа
показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
«3»
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу
обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического
материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа,
статистическими материала ми, географическими инструментами.
«2»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь
со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за
плохой подготовки учащегося.
«1»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой
работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся
неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка Критерии оценивания
«5»
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное
оформление результатов работы
«4»
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов
«3»
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
«2»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
«1»
полное неумение использовать карту и источники знаний
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и
негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание
формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения,
необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков
второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены
деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы
прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например,
изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа
(нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений,
заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к выполнению практических работ в контурных картах.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием
карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
 Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою
фамилию и класс.

При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты
подписывают номер и название практической работы.
 В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами,
потому что навыки работы с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.
 Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по
параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
 Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
 Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты
пишут, что означает данная цифра.
 Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
 При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите
в легенде карты.
 Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте
нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным
заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней
информации).
1.Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может
быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Географическая картина мира(25 ч.)
География как наука. Методы географических исследований и источники географической
информации. История развития географической науки; основные этапы. Элементы научных знаний:
учение, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.
Тема 1. Природа и человек в современном мире.
Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития. Классификация
природных ресурсов по характеру их использования. Понятия о природно-ресурсном потенциале.
Понятия о ресурсообеспеченности территорий и стран мира. Взаимодействие общества и природной
среды. Природная среда для человека, его жизни и деятельности. История взаимоотношения
человека и природной среды.География природопользования. Понятия природопользования. Влияние
деятельности человека на природу. Рациональное природопользование.
Тема 2. Население мира.
Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика численности
населения мира. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика и ее основные виды.
Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека по
планете. Основные особенности современного размещения населения. Понятие урбанизации
населения. Миграционная политика.
Человечество- мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные
особенности. Понятие об этносе. Этнические процессы в современном мире.
Современная география религий. Религия, ее географические виды. Современная география
распространения основных религий.
Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии,
определяющие условия жизни людей.
Тема 3. География мирового хозяйства.
Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о современном мировом
хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы развития мирового хозяйства. Научнотехнический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как
всемирный процесс.
Факторы размещения хозяйства. Понятие факторов размещения производства. Основные факторы
размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно-ресурсный потенциал, экономикогеографическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт, связь.
«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира по размеру экономики. Основные
экономические показатели, определяющие место страны: размеры, структура, темпы, и уровень


развития экономики. Показатели размеров экономики: ВНП И ВВП; страны лидеры по размерам
ВВП.Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Структура производства в
мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.Горнодобывающая промышленность мира.
Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура и география
горнодобывающей промышленности. Особенности горнодобывающей промышленности мира.
Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном
хозяйстве. Структура и география обрабатывающей промышленности.
Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Непроизводственная сфера экономики. Структура и
география непроизводственной сферы.
Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль
отдельных видов транспорта.Современная информационная экономика. Развитие информационной
экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география
информационной экономики. Основный виду информационных услуг.
Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда как
основа развития международных экономических отношений. международная специализация
производства и ее виды.
Внешняя торговля товарами. Особенности географии мировой внешней торговли. Динамическое
развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства.
Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли. Международные финансовые отношения.
МФО как совокупность трех мировых рынков- валютного, кредитного и инвестиционного
.Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов
туризма и география.
Раздел 2. Многоликая планета –10 ч.
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира.
Общая характеристика регионов и стран мира. Части света как историко- географические регионы
мира. Географические особенности регионов мира. Государственное устройство стран мира.
Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение
сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами.
Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических
интересов страны.
Тема 5. Зарубежная Европа.
Зарубежная Европа в современном мире. Место Зарубежной Европы: политическая карта и
численность населения, особенности хозяйства. Экономическая интеграция.
Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.
Природные, политические и социально -экономические различия внутри зарубежной Европы.
Отличия Северной Европы. Природные условия и ресурсы как основа зарождения и развития
хозяйства. Особая жизнь моря в жизни норвежцев. Факторы формирования специализации
хозяйства. Приморское положение в средиземноморском бассейне.
Средняя Европа. Германия - «экономический локомотив Европы». Отличия Средней
Европы.Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского
лидера.
Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и природного
условия. Многообразие природных ландшафтов страны.
Средняя Европа. Великобритания: от традиции до современности. Особенности географического
положения, населения и природных условий. Великобритания как одна из великих держав; ее место
в современном мире.
Южная Европа. Италия на мировых рынках. Отличия Южной Европы.Факторы формирования
специализации хозяйства. Население. Приморское положение в средиземноморском бассейне.
Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке Европы. Отличия.
География 11 класс
Региональная характеристика мира-23ч
Тема 6. Зарубежная Европа-7ч
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная.
Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов
Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе.
Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде
стран. Особенности расселения, географии городов.Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие
городские агломерации зарубежной Европы.Хозяйственные различия между странами. Центральная
ось развития.Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры
добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и
южно-европейский. Их географические и отраслевые особенности.Международные экономические
связи.Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.Особенности
европейских субрегионов.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия-8ч
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия
между странами.Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.Население: численность и
особенности воспроизводства. Сложный этнический состав.Межнациональные конфликты и
территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы
урбанизации.Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые
индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран
зарубежной Азии.Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации.
Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.Охрана окружающей
среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания.
Объекты Всемирного наследия.Специфика субрегионов.Страны Азии. Япония. Китайская Народная
Республика. Республика Индия. Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение. Политическая карта. Государственный строй.
Тема 8. Африка-4ч
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая
карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.Природные условия и
ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка
полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население:
демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного
состава населения. Особенности размещения населения.Место и роль Африки в мировом хозяйстве.
Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности,
основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура
земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная
сфера.Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.Южно-Африканская
Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая
справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя,
природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь,
рудные ископаемые.
Тема 9. Северная Америка-4ч
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй.Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и
религиозного состава.Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения
населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы.
Сельское население.Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности.
Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные
промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства.География основных отраслей,
сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы.
Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи
США.Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты
Всемирного наследияВнутренние различия. Экономические районы:Канада. Краткая историческая
справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя,

природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль
добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма.
Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Тема 10. Латинская Америка-4ч
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и
религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень
урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизацияСовременный уровень и
структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли
специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и
отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.Особенности
землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их
специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные
экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемыБразилия. Краткая
историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного
строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом
хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства.
«Промышленный треугольник».
Тема 11. Глобальные проблемы человечества-1ч
Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Глобальное
моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем: Роль географии в решении глобальных проблем
человечества. Новые модели цивилизации
Тема 12. Россия в современном мире-3ч
Экономико-географическая история России. Роль России, республики Башкортостан в мировом
хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.
Отрасли международной специализации России. Международные связи России, республики
Башкортостан. Россия на политической карте мире, в мировом хозяйстве, системе международнофинансовых и политических отношений. Особенности географии экономических, политических и
культурных связей России со странами мира. Участие России в политических и экономических
объединениях и группировках. Определение основных направлений развития внешнеэкономических
связей России.
Тема. Заключение. Мир в 21 веке-3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс.
№ Тема урока.
Количество
часов
1 Раздел 1. Географическая картина мира-25ч
Введение .География как наука. Методыгеографических исследований и 1
источникигеографической информации .
2 Тема 1. Природа и человек в современном мире-3ч
1
Природные условия и природные ресурсы — основа
экономического развития. Входная контрольная работа за курс 9 класса.

3

Взаимодействие общества и природной среды.Практическая работа.
Оценка ресурсообеспеченности США и Китая.

1

4
5

География природопользования.
Тема 2. Население мира -7 часов
Численность,воспроизводство населения мира.
Половой и возрастной состав населения мира. Практическая работа
"Анализ современного естественного движения населения мира".
Географический рисунок мирового расселения людей.

1
1

6
7

1
1

Человечество — мозаика рас и народов.
Современная география религий.
Уровень и качество жизни населения.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Население мира»
Тема 3. География мирового хозяйства-14 часов
Особенности развития современного мирового хозяйства
Факторы размещения хозяйства.Практическая работа «Сравнительная
характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».
«Кто есть кто» в мировой экономике.
Мировое аграрное производство. Контрольная работа за 1 семестр.
Горнодобывающая промышленность мира.Практическая работа
«Составление экономико-географической характеристики
энергетической промышленности мира»
Обрабатывающая промышленность мира.Практическая работа
"Определение сдвигов в размещении обрабатывающей
промышленности"
Непроизводственнаямирового хозяйства.
Мировая транспортная система.Практическая работа "Составление
характеристики автомобильной промышленности мира".
Современная информационная экономика.
Современные мирохозяйственные связи.
Внешняя торговля товарами.

1
1
1

23 Международные финансовые отношения.
24 Международный туризм.
25 Контрольная работа по темам «Природа и человек», «Население»,
«География мирового хозяйства»
26 Раздел 2. Многоликая планета-10ч
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира-2ч.Общая
характеристика регионов и стран
мира.
27 Геополитический образ мира.
28 Тема 5. Зарубежная Европа -8часов.Зарубежная Европа в современном
мире.
29 Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия:
Природная среда в жизни человека.
30
Средняя Европа. Германия- «экономический локомотив Европы».
31 Средняя Европа. Многоликая Франция.
32 Средняя Европа. Великобритания от традиций до современности.

1
1
1

33 Южная Европа. Италия на мировых рынках.
34 Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке Европы
35 Итоговаяконтрольная работа по курсу

1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21
22

Тематическое планирование 11 класс
Раздел 1.Региональная характеристика мира-23ч
Тема 1. Зарубежная Европа(7 часов)
1 Политическая карта Европы. Практическая работа "Обозначение на
контурной карте стран Зарубежной Европы"
2 Географическоеположение. ПриродныересурсыстранЕвропы.
Изучениепроблемыприродных и трудовыхресурсов в
процессеинтеграциистранЗарубежнойЕвропы".
3 НаселениеЕвропы. Входная контрольная работа за 10 класс.

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

4
5
6

7
8

9
10
11
12
13
14
15

16

17
18
19
20
21

22
23
24
25
26

Хозяйство. Международные экономические связи Европы
Субрегионы Европы
Европейскиестраны «большойсемерки»: Франция, ФРГ,
Великобритания, Италия. Практическая работа.
Сравнительнаяэкономикогеографическаяхарактеристикадвухстранразныхтипов,
определениеихгеографическойспецифики.
Урок обобщения и контроля по теме: «Страны Европы»
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия и Океания-8 ч
Общая характеристика стран Зарубежной Азии. Практическая работа.
Выделение на контурной карте Азии ресурсов мирового ранга.

1
1
1

Природные условия, ресурсы и население стран Азии. Практическая
работа "Определение обеспеченности стран разными видами ресурсов"
Китай
Япония
Хозяйство Японии. Практическая работа. Отражение на картосхеме
международных экономических связей Японии.
Индия
Итоговый урок по теме "Страны Азии". Контрольная работа за 1
семестр. Тема "Зарубежная Азия".
Австралия и Океания. Практическая работа. Составление картосхемы,
отражающие международные экономические связи Австралийского
Союза.
Тема 3.Африка-4ч
Общая характеристика Африки. Практическая работа. Выделение на
контурной карте главных районов добывающей и обрабатывающей
промышленности.
Население стран Африки
Хозяйство стран Африки
Итоговый урок по теме «Страны Африки». Тестирование.
Тема4. Северная Америка-4ч
Особенности географического положения, населения и хозяйства США
Особенностигеографическогоположения, населения и хозяйства США.
Практическая работа.
Составлениекартосхемырайоновзагрязненийокружающейсреды США,
выявлениеисточниковзагрязнений.
Внутренние географические различия США.
Канада. Практическая работа. Составление характеристики Канады.
Тема 5. Латинская Америка-4ч
Общая характеристика стран Латинской Америки.
Хозяйство стран Латинской Америки. Тестирование.
Бразилия

1

27 Аргентина
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества –1ч
28 Глобальные проблемы человечества. Практическая работа. Выявление
по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.
Раздел 3.Россия в современном мире-3ч
29 Россия в современном мире. Практическая работа. Геополитическое
положение России ( по сравнению с СССР)
30 Географические аспекты важнейших социально-экономических
проблем России
31 ОпределениеосновныхнаправленийвнешнихэкономическихсвязейРоссии

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Тема 4.Заключение. Мир в XXI веке-3ч
32 Зачетпокурсу «Социально-экономическаягеографиямира»
33 Повторение по теме «Региональная география»
34 Итоговая контрольная по курсу географии за 10-11 класс.

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».