Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика» Личностные результаты освоения предмета «Экономика» отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания; 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценно- стей; 7) готовность и способность к экономическому образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; 8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; 9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды. Метапредметные результаты освоения предмета «Экономика» предусматривают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач; 4) готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; 6) умение определять назначение и функции различных социально-экономических институтов; 7) умение самостоятельно принимать эффективные решения; 8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; 9) владение навыками познавательной рефлексии. Предметные результаты изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Основные концепции экономики – Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям; – различать свободное и экономическое благо; – характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей; – выявлять факторы производства; – различать типы экономических систем. Микроэкономика – Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи; – принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; – выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения; – различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; – приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм; – выявлять виды ценных бумаг; – определять разницу между постоянными и переменными издержками; – объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; – приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; – объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; – решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике. Макроэкономика – Приводить примеры влияния государства на экономику; – выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении; – приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; – определять назначение различных видов налогов; – анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства; – выявлять сферы применения показателя ВВП; – приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России; – приводить примеры макроэкономических последствий инфляции; – различать факторы, влияющие на экономический рост; – приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; – различать сферы применения различных форм денег; – определять практическое назначение основных элементов банковской системы; – различать виды кредитов и сферу их использования; – решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту; – объяснять причины неравенства доходов; – различать меры государственной политики по снижению безработицы; – приводить примеры социальных последствий безработицы. Международная экономика – Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях; – объяснять назначение международной торговли; – обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях; – приводить примеры глобализации мировой экономики; – анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; – определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Основные концепции экономики – Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем; – анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; – применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни; – использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; – использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем; – находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа; – отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории. Микроэкономика – Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; – использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире; – сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; – грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; – объективно оценивать эффективность деятельности предприятия; – проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса; – объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; – выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством; – определять практическое назначение основных функций менеджмента; – определять место маркетинга в деятельности организации; – определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания; – сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; – понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах; – использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; – использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни; – выявлять предпринимательские способности; – анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); – объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; – применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера. Макроэкономика – Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности; – применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; – объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам; – анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; – определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда; – на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда; – применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; – оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства; – анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах; – грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; – решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике; – отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике; – использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности; – разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров. Международная экономика – Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле; – применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни; – использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; – отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам; – использовать экономические понятия в проектной деятельности; – определять влияние факторов, влияющих на валютный курс; – приводить примеры использования различных форм международных расчетов; – разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире; – анализировать текст экономического содержания по международной экономике. Предметные результаты освоения предмета «Экономика» на базовом уровне предусматривают: 1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформи- рованность уважительного отношения к чужой собственности; 3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 5) сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; 6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); 7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности Особые дидактические возможности информационных технологий содействуют развитию всех видов учебной деятельности, в частности полноценному осуществлению инновационных методов обучения: моделирования, исследования, проектирования. Проектная деятельность в экономическом образовании особенно остро нуждается в реализации возможностей и преимуществ информационно-коммуникационных технологий: обширная база иллюстративного материала, возможность его оперативного обновления, динамические графики и др. Недостаток исходных данных — одна из проблем, препятствующих полноценному проектированию, в частности разработке бизнес-планов учеников. Эконмические проекты, с одной стороны, нуждаются в применении ИКТ, а с другой — стимулируют формирование информационной компетентности учащихся: предоставляют возможность применять новейшие компьютерные технологии, способствующие активизации учебной деятельности, совместной деятельности и общению участников образовательного процесса. Смысл таких технологий прежде всего в том, что учащиеся самостоятельно собирают необходимую информацию, а затем соответствующим образом обрабатывают её. В процессе выполнения экономических проектов и исследований требуется поиск и анализ экономических величин и показателей, использование статистических данных, представляющих исходный материал для анализа и оценки эффективности разрабатываемых решений. Особые требования при выполнении творческих работ учащихся предъявляются к наглядности учебного материала. Работа учащихся с диаграммами, графиками, таблицами статистических данных — неотъемлемая часть проектно-исследовательской деятельности, это цифровые образовательные ресурсы, интерактивные таблицы, динамические графики, учебные слайд-фильмы и т. п. Так, в процессе разработки бизнес-плана учащиеся самостоятельно осуществляют поиск в сети Интернет исходных данных из разделов: выбор сферы деятельности, виды товаров и услуг, предлагаемых компанией, рынки сбыта, конкуренция, план маркетинга, план производства, организационный план, оценка риска, страхование, финансовый план. Понятно, что спектр предпринимательских идей школьников очень широк, невозможно заранее предусмотреть все ресурсы Интернета, необходимые для разработки бизнес-планов. Однако оформление проекта в электронном виде и его компьютерная презентация могут быть достаточно формализованы и иметь единую структуру. Система оценки достижения планируемых результатов По мере изучения тем курса необходимы контроль и оценка полученных знаний учащихся. Текущий контроль знаний осуществляется по ходу освоения материала: 1. В процессе работы с наглядными пособиями учитель может контролировать, как формируются определённые навыки учеников. Эта работа не требует формальных оценок, но обеспечивает обратную связь с учениками. 2. Для большинства тем курса составлены кроссворды, работа над которыми помогает учащимся освоить новые термины. Эту работу рекомендуется выполнять перед заданиями и тестами. Оценивать работу над кроссвордами можно по степени полноты и скорости их выполнения, например: оценку «5» могут получить первые 3—5 учеников, полностью решившие кроссворд. 3. В качестве домашнего задания могут быть использованы открытые вопросы и задачи практикума. Их оценка проводится в обычном порядке. 4. Тематические тесты текущего контроля рекомендуется выполнять в классе на оценку. Согласно принятой практике тесты по экономике рекомендуется оценивать следующим образом: «5» — 80—85 % правильных ответов; «4» — более 65—70 % правильных ответов; «3» — более 50 % правильных ответов. Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа. При итоговой оценке работы учащихся важно учитывать результаты как текущего контроля, так и заданий, включённых в систему активных форм обучения: тренингов, игр, конкурсов, компьютерного моделирования работы фирмы, проектно-исследовательской деятельности учащихся. Нередко именно эти результаты являются более объективными, поскольку позволяют не только определить уровень подготовки старшеклассников, но и отметить рост их личности, спланировать их дальнейшее образование и осознанный выбор профессии. Содержание учебного предмета «Экономика» (базовый уровень) Основные концепции экономики Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Микроэкономика Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план. Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Макроэкономика Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика государства. Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция. Социальные последствия инфляции. Международная экономика Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное разделение руда. Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные. расчеты. Государственная политика в области международной торговли. Международные экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Тематический план 10 класс (35 часов) Кво № Основное содержание Раздел, тема ча п/п темы со в Тема 1. Экономика как наука и хозяйство (8 ч) 1-2 Вводный 2 Содержание курса, задачи урок. Инобучения и требования к структаж по обучающимся. Правила ТБ ТБ в кабинев кабинете. Экономика как те. Что изунаука и сфера деятельности чает эконочеловека. Предмет науки мика экономики. Экономический анализ. Экономическая модель. Микроэкономика и макроэкономика 3-4 Потребности 2 Потребности и блага. Свои блага. бодные и экономические Факторы блага. Производство. Факпроизводторы производства и факства. Ограторные доходы. Ограниниченность ченность ресурсов. ресурсов Характеристика основных видов учебной деятельности Соблюдать правила ТБ в кабинете. Характеризовать предмет и сферы экономической науки. Различать предметы изучения микроэкономики и макроэкономики Объяснять значение производства материальных благ как основы хозяйственной жизни. Различать виды потребностей и факторы, влияющие на них. Классифицировать блага: свободные и экономические, дополняющие и заменяющие друг друга. Различать факторы производства и факторные доходы 5-6 Проблема 2 Рациональный потребиИнтерпретировать понятие огравыбора. тель. Рациональное повениченности ресурсов как главной Производдение людей в экономике. проблемы экономики. ственные Альтернативная стоимость. Раскрывать экономическую сущвозможности Производственные возность понятия «альтернативная можности. Кривая произстоимость». водственных возможноРешать задачи на определение альстей. Защита прав потретернативной стоимости конкретных бителя экономических решений 7-8 Экономиче2 Главные вопросы экономи- Раскрывать главные вопросы экоские системы ки. номики. Типы экономических сиХарактеризовать традиционную, стем. централизованную, рыночную Преимущества и недоэкономические системы. статки рыночной эконоСравнивать возможности и недомики. Смешанная эконостатки различных систем хомическая система. Собзяйствования. ственность Обосновывать необходимость смешанной экономической системы Тема 2. Рыночный механизм (8 ч) 2 Рынок. Виды рынков: ры- Интерпретировать закон спроса в нок капитала, рынок земли, текстовой и графической формах. рынок труда. Спрос и его Анализировать факторы, влияющие факторы. Величина спроса. на потребительский спрос Закон спроса. Рыночный спрос. Эластичность спроса. 11- Предложение 2 Предложение и его факто- Интерпретировать закон предло12 ры. жения в текстовой и графической Величина предложения. форме. Закон предложения. Ры- Анализировать факторы, влияющие ночное предложение. Эла- на предложение товаров и услуг стичность предложения. 13- Рыночное 2 Рыночное равновесие. Раскрывать роль равновесной це14 равновесие. Равновесная цена. ны как результата взаимодействия Нарушение Равновесная выручка. законов спроса и предложения. рыночного Дефицитный спрос и изАнализировать ситуации дефиравновесия быточное предложение. цитного спроса и избыточного Последствия введения предложения с графическими фиксированных цен. иллюстрациями. Связанные рынки Решать задачи по оценке ситуации на рынках сопряжённых товаров 15- Конкуренция 2 Конкуренция. СовершенРаскрывать экономическую роль 16 и её виды ная конкуренция. Моноконкуренции. полистическая конкуХарактеризовать рынки с различренция. ной степенью концентрации проОлигополия. изводства. Монополия. Оценивать рыночную власть проМонопсония. давцов на рынках конкретных тоГосударственная политиваров и услуг. ка защиты конкуренции и Раскрывать сущность антимоноантимонопольное закопольной политики государства на нодательство примере российского антимонопольного законодательства Тема 3. Экономика фирмы (11ч) 17- Формы ор2 Предпринимательство. Ор- Различать виды и мотивы предпри18 ганизации ганизационно-правовые нимательства. бизнеса формы предприниматель- Сопоставлять преимущества и нества. Основные организаци- достатки отдельных форм органионные формы бизнеса в зации бизнеса. Свердловской области Оценивать степень риска вложений в предприятия с ограниченной и неограниченной ответственностью. Обосновывать выбор формы бизнеса в конкретных ситуациях. Раскрывать роль этики предпринимателя 19 Экономика 1 Фирма и её цели. Финансо- Устанавливать взаимосвязь между фирмы вые показатели фирмы экономическими показателями фирмы: выпуск продукции, выручка, 20- Издержки 2 Издержки, выручка, при910 Спрос быль, рентабельность издержки, прибыль, рентабельность. Источники 2 Источники финансирования Различать виды издержек фирмы, давать их графическую интерпретафинансировабизнеса. Рынок капитала. ния фирмы Виды ценных бумаг (акции, цию. облигации и др.). Фондовый Решать задачи на определение прибыли и рентабельности предприятия. рынок. Франчайзинг. Надёжность и доходность Разрабатывать элементы бизнес-плана малого предприятия ценных бумаг 24- Менеджмент 2 Основные принципы менед25 жмента. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Бизнес-план. 26- Маркетинг 2 Основные элементы марке27 тинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий Тема 4. Финансы семьи (5 ч) 28- Рынок труда 2 Особенности рынка труда. Объяснять производный характер 29 Человеческий капитал. спроса фирмы на труд в зависимости Заработная плата и стиму- от спроса на товар (услугу). Аналилирование труда. Профсо- зировать влияние человеческого каюзы. Особенности рынка питала на ценность работника. Хатруда в Свердловской об- рактеризовать заработную плату и ласти факторы, влияющие на неё. Различать виды заработной платы: номинальная и реальная; повременная и сдельная. Раскрывать особенности этики трудовых отношений. Раскрывать роль профсоюзов на рынке труда 21 2223 30 Производительность труда 1 Производительность труда. Характеризовать экономическую Факторы повышения произ- роль производительности труда как водительности труда главного источника повышения прибыли. Различать факторы его повышения. Рассчитывать показатель производительности труда 3132 Финансы семьи. Семейный бюджет. Неравномерность 2 Источники доходов семьи. Анализировать структуру доходов Доходы номинальные и ре- семьи. альные. Структура расходов Анализировать структуру расходов семьи. Семейный бюджет. семьи с опорой на закон Энгеля. Прожиточный минимум. Составлять индивидуальный бюд- распределения доходов Контрольная работа по темам «Экономика как наука и хозяйство», «Рыночный механизм», «Экономика фирмы», «Финансы семьи» 34- Обобщение и 35 систематизация знаний за курс 10 класса Итого 35 ч. 33 Неравномерность распределения доходов населения. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование 1 2 жет. Строить кривую Лоренца. Анализировать и сравнивать индекс Джини разных стран. Извлекать, анализировать информацию из различных источников, в том числе интернет - ресурсов, по структуре доходов и расходов семьи в России и в отдельных регионах, в различные периоды и в сравнении с другими странами Тематический план 11 класс (34 часа) Кво № Основное содержание Раздел, тема ча п/п темы со в Тема 5. Экономика страны (8 ч) 1 Инструктаж 1 Правила ТБ в кабинете. по ТБ в каМакроэкономические агенбинете. ты. Предмет Макроэкономические рынмакроки. Основные макроэконоэкономики. мические проблемы. ЭкономичеЭкономический кругообоский кругорот. оборот Макроэкономическое равновесие. 2-3 Валовой внутренний продукт 2 Валовой внутренний продукт. ВВП номинальный и ВВП реальный 4-5 Экономический рост 2 Экономический рост. Факторы и темпы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост 6-7 Экономический цикл 2 Экономический цикл. Изменение макроэкономических показателей в отдельных фазах экономического цикла. Виды и причины экономических циклов Характеристика основных видов учебной деятельности Соблюдать правила ТБ в кабинете. Характеризовать круг вопросов, изучаемых макроэкономикой. Называть основных агентов макроэкономической деятельности и их цели. Давать характеристику основным макроэкономическим рынкам. Объяснять устройство экономического круговорота, приводить примеры Анализировать компоненты, включаемые в состав ВВП. Различать номинальный и реальный ВВП. Рассчитывать уровень благосостояния граждан страны как ВВП на душу населения. Анализировать прочие показатели, характеризующие уровень развития общества: продолжительность жизни, бедность, расходы на образование, структура экономики и др. Характеризовать понятие «экономический рост» и порядок определения темпа экономического роста. Анализировать факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста. Самостоятельно находить, систематизировать и оценивать информацию о темпах экономического роста в России и других странах Характеризовать и графически интерпретировать экономический цикл и его фазы. Сопоставлять динамику макроэкономических показателей в отдельных фазах экономического цикла. Анализировать виды и причины экономических циклов. Самостоятельно находить, анализировать и оценивать современные циклические процессы экономической активности в России и за рубежом Контрольная 1 работа по теме «Экономика страны Тема 6. Денежное обращение (6 ч) 9-1 Деньги и де- 2 Деньги. Функции денег. 0 нежная масКачества современных деса. Инфляция нег. Уравнение обмена. Количество денег, необходимых для обращения в стране. Инфляция. Темпы и виды инфляции. Стагфляция. Дефляция. Причины инфляции в России. Социально-экономические последствия инфляции в России. 8 Интерпретировать функции денег. Различать формы и качества современных денег. Использовать уравнение обмена для анализа инфляционных процессов. Раскрывать сущность понятий «инфляция», «дефляция», «стагфляция». Различать виды инфляции в зависимости от причин, вызывающих её. Анализировать причины инфляции в России. Самостоятельно находить, систематизировать и оценивать информацию об уровне инфляции и её социально-экономических последствиях в России и других странах Банковская 3 Банки. Роль банков в экосистема в номике. Банковская система России. Дев России. Раскрывать роль и функции банков в нежно-кредит Функции коммерческого экономике. ная политика банка. Характеризовать банковскую сиБанка России Функции Банка России. стему в России. Денежно-кредитная политиРаскрывать функции коммерческого ка Банка России. банка. Финансовые институты. Раскрывать функции Банка России. Вклады. Денежные агрегаОбъяснять цели и инструменты моты. нетарной политики Банка России. Страховые организации. Раскрывать особенности финансоПаевые инвестиционные вых организаций, функцифонды. онирующих в России Негосударственные пенсионные фонды. Финансовые организации Урала 14 Контрольная 1 работа по теме «Денежное обращение» Тема 7. Роль государства в экономике (8 ч) 15 Экономиче1 Экономические цели госу- Объяснять экономические цели ские цели и дарства. государства. Анализировать проти1113 функции государства 1617 Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства 1819 Налоги. Системы налогообложения. Бюджетно-налоговая политика 2021 Занятость и безработица. Уровень безработицы Экономические функции государства. Общественные блага. Необходимость регулирования степени социального неравенства воречивость экономических целей государства. Конкретизировать экономические функции государства на примере РФ с опорой на собственный опыт и информацию из СМИ. Объяснять необходимость производства государством общественных благ 2 Государственный бюджет. Анализировать структуру доходов и Структура доходов и расхо- структуру расходов госбюджета. дов госбюджета. Государ- Объяснять цели и инструменты ственный долг. бюджетно-налоговой политики госЦели и инструменты бюд- ударства. жетно-налоговой политики Извлекать и оценивать статистичегосударства ские данные из различных источников, в том числе из Интернета, по бюджету РФ и регионов 2 Налоги и их функции. Виды налогов. Налоги Раскрывать экономическую сущпрямые и косвенные. Фис- ность налогов, интерпретировать их кальная политика государ- функции. ства. Различать налоги прямые и косвенСистемы налогообложения: ные. пропорциональная, прогрес- Характеризовать виды налоговых сивная, регрессивная. Кри- систем: пропорциональную, провая Лаффера. Виды налогов, грессивную, регрессивную. формирующих местный Описывать особенности системы бюджет. Основные статьи налогов в России. расходов местного бюджета 2 Безработица. Занятость. Занятые и безработные. Давать определение понятиям «раТипы безработицы. бочая сила», «занятые», «безработУровень безработицы. ные». Государственная политика в Характеризовать основные виды области занятости. Методы безработицы и меры борьбы с ними. борьбы с безработицей, Определять уровень безработицы применяемые в Свердловской области 1 Контрольная работа по теме «Роль государства в экономике» Тема 8. Мировая экономика (11 ч) 22 2324 Международная торговля. Современные 2 Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество в мировой торговле. Глобализация Анализировать современные тенденции развития мирового хозяйства: экономическая интеграция, выравнивание уровней экономиче- тенденции развития мирового хозяйства. в экономической сфере. ского развития, сохранение протиМеждународное разделение воречий, обострение глобальных руда. Формы экономической экономических проблем. интеграции Различать формы экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Приводить примеры участия России в международном разделении труда 2526 Валютный рынок 2 Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные. расчёты 2728 Государственная политика в области международной торговли 2930 Глобальные экономические проблемы. 2 Государственная политика в Аргументировать преимущества области внешней торговли: свободной торговли. свободная торговля и про- Объяснять причины протекционизтекционизм. ма. Виды торговых барьеров. Иллюстрировать примерами виды Международные экономи- торговых барьеров. ческие организации Анализировать последствия применения торговых барьеров 2 Глобальные экономические проблемы. Геоэкономика. Опасность «ножниц нера- Объяснять понятие «глобальные экономические проблемы». венства», проблема «север-юг», способы разреше- Объяснять причины глобальных проблем. ния. Основные проблемы Анализировать последствия экономики Свердловской области 3132 Особенности современной экономики России. Контрольная работа по теме «Мировая экономика» 34 Обобщение и систематизация знаний за курс 11класса. Итого 34 ч. 33 Объяснять понятие «валютный курс». Характеризовать виды валютного курса: фиксированный, регулируемый, плавающий 2 Особенности современной Анализировать особенности совреэкономики России, основ- менной экономики России ные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами 1 1 Итоговая контрольная работа