Рабочая программа по учебному предмету «Интерпретация текста» 11 класс (69 часов) Планируемые результаты изучения учебного предмета «Интерпретация текста» Личностные результаты: -усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей российского общества; -формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - развитие эстетического осознания через освоение художественного произведения. Метапредметные результаты: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;. Предметные результаты: - совершенствовать виды речевой деятельности; – использовать знания о формах русского языка при создании текстов; – создавать письменные высказывания, определенной функционально-смысловой принадлежности; – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического. Содержание курса Введение в курс Кодификатор элементов содержания по русскому языку: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика и морфология, грамматика и синтаксис, орфография, пунктуация, речь, языковые нормы, выразительность русской речи, информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку (ЕГЭ): назначение работы, документы, определяющие содержание экзаменационной работы, структура экзаменационной работы, распределение заданий по уровню сложности, система оценивания отдельных заданий и работы в целом, время выполнения работы. Формулировка проблемы исходного текста Понятие проблемы; способы исследования проблемы; создание гипотез; проблема в художественном тексте, публицистическом; типичные ошибки при формулировании проблемы; виды проблем. Комментарий одной из проблем текста Понятие комментария; логизированная модель; абзац, главная мысль абзаца; способы развития главной мысли (параллельный и последовательный); особенности комментирования художественного текста; используемые конструкции при комментировании текста; типичные ошибки, связанные с комментированием текста, способы их устранения. Определение позиции автора Понятие позиции автора; способы выражения авторской позиции; используемые конструкции при формулировке позиции автора; типичные ошибки, связанные с формулировкой позиции автора, способы их устранения. Аргументация собственного мнения по проблеме Понятие аргументации; характер аргументации (знания, жизненный опыт, читательский опыт); фактологическая точность в фоновом материале; этические нормы; способы выражения собственного мнения; типичные ошибки, связанные с определением собственного мнения, аргументацией своей позиции. Речевое оформление сочинения Структура сочинения; средства межфразовых связей; связь вступления и заключения с основной проблемой текста; цели вступления, цели заключения; варианты вступления и заключения; логические ошибки; разнообразия грамматических форм; риторические фигуры, их роль в тексте. Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся Оценка метапредметных результатов Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: — выполнение заданий творческого и поискового характера: творческие задания, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня; — текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; — комплексные работы на межпредметной основе. Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах обучающихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе. Проверочные работы по интерпретации текста включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Оценка предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для контроля и учёта достижений обучающихся по предмету используются следующие формы: Текущая аттестация: - анализ художественного, публицистического текста; - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - письменный ответ на проблемный вопрос; - сочинение в формате ЕГЭ. Итоговая аттестация: - контрольное сочинение в формате ЕГЭ прочитанного текста по заданным критериям). (сочинение-рассуждение на основе № п/п 1 2-3 4 5-6 7-8 9-11 12 13 14 15-16 17 18 19-20 21-24 25-26 27-28 29-30 31-34 35-36 37-38 39-42 43-44 45-48 49-50 51-52 53 54 55-56 57-60 61 62 63-64 65-66 67-68 Тематическое планирование Интерпретация текста 11 класс 68 ч. – 2 ч. в неделю Раздел, тема Введение в курс Специфика экзаменационной работы по русскому языку. Общая характеристика заданий и критериев оценивания сочинения. Анализ готовых сочинений по критериям К1-К4. Формулировка проблемы исходного текста Выявление проблемы в публицистическом тексте. Выявление проблемы в художественном тексте. Практикум по формулировке проблем исходного текста. Проверочная работа «Формулировка проблем исходного текста». Комментарий одной из проблем текста Способы развития главной мысли в тексте. Способы развития главной мысли в тексте. Тексты, построенные по параллельной логической схеме. Тексты, построенные по последовательной логической схеме. Комментарий проблем художественного текста. Комментарий проблем публицистического текста. Анализ сочинений по критериям К1, К2. Комментарий проблем исходного текста. Комментарий проблем исходного текста. Проверочная работа «Комментарий проблем исходного текста». Определение позиции автора текста Формулировка позиции автора текста. Анализ сочинений по критерию К3. Практикум по определению и формулировке позиции автора текста. Проверочная работа по теме «Определение позиции автора текста». Аргументация собственного мнения по проблеме Формулировка собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции. Анализ сочинений по критерию К4. Определение собственного мнения, аргументация своей позиции. Проверочная работа по теме «Аргументация собственного мнения по проблеме». Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения Структура сочинения. Анализ структуры готовых сочинений. Варианты вступления. Варианты заключения. Анализ сочинений по критерию К5. Построение высказывания в соответствии с смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Точность и выразительность речи Создание целостного текста сочинения. Разнообразие грамматических форм Уместное использование средств выразительности. Анализ сочинений и исправление ошибок по критерию К6. Итоговая работа. Анализ итоговой работы Создание собственного высказывания на основе прочитанного текста по заданным критериям. Анализ итоговой работы. Кол-во часов 1 2 1 2 2 3 1 1 1 2 1 1 2 4 2 2 2 4 2 2 4 2 4 2 2 1 1 2 4 1 1 2 2 2