Рабочая программа Типы и жанры сочинений на литературную тему

Рабочая программа по учебному предмету
«Типы и жанры сочинений на литературную тему»
10-11 класс (69 часов)
В результате изучения учебного предмета «Типы и жанры сочинений на
литературную тему» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:

- ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
сочинения;
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт;
- структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять
письменную работу;
- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое
богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;
- соблюдать нормы современного русского языка.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
Содержание учебного предмета
1. Требования к написанию сочинения.
Требования к написанию сочинения. Композиционные особенности творческой
работы. Текст. Предложения, связанные по смыслу и грамматически. Цепная и
параллельная связь предложений в тексте. Практические навыки работы с текстом.
Составление текста. Тема, идея. Основная мысль сочинения.
2. Подготовка к сочинению. Цитаты.
Роль черновика. Рекомендации по оформлению черновика.
Критерии выбора темы. Мотивы выбора темы. Интерес к теме, её понимание.
Обдумывание темы. Чёткое представление о чём писать. Определение идеи сочинения.
Чёткое понимание разницы между темой и идеей. Что такое самостоятельность? Стиль
индивидуальный и функциональный. 5 часов
План сочинения. Роль вступления. Основная часть. Заключение. О пользе плана.
Каркас будущего сочинения. Простой и сложный план. Основные требования к плану.
Особенности построения. Цитатный план. Заголовок введения. Разновидности
введения: историческое (об эпохе), аналитическое (анализирующее какое-либо
понятие, входящее в формулировку темы), биографическое (факты из биографии
писателя), сравнительное (о литературных традициях), обществоведческое. Заголовок
основной части сочинения. Заголовок заключения. Два вида заключений. Заключениевывод, заключение-следствие. Концовка-вывод. Концовка-ответ. Концовка-цитата.
Полемическая заострённость письма. Привлечение других видов искусств.
Тема и микротема. Деление текста на абзацы. Понимание исходного текста.
Микротема как наименьшая составная часть темы целого текста. Особенности
вопросно-ответной формы изложения. Логическая схема сочинения.
Цитаты. Роль цитат. Введение цитат.
3. Сочинения разных стилей и жанров.
Анализ стихотворения. Стихотворный размер. Рифма. Строфа. Изобразительно –
выразительные средства в лирике. Понятие лирического героя.
Художественный стиль речи. Задачи стиля. Лексические и синтаксические
особенности стиля. Средства образной выразительности. Роль эпитетов и метафор в

художественном тексте. Развёрнутая метафора. Сравнение, его особенности.
Метонимия, практические навыки работы с данным средством образной
выразительности в художественном тексте. Синекдоха, оксюморон, гипербола, литота,
перифраз, антономазия, ирония, синекдоха и др. Стилистические фигуры.
Теория литературы. Как работать с теоретико-литературным материалом.
Жанр сочинения. Понятие жанра эссе, рецензии. Рецензия. Критический разбор
и оценка литературного произведения. Публицистический стиль. Требования,
предъявляемые к эссе, рецензии. Написание рецензии, эссе. Анализ эпизода.
Сочинение – рассуждение на литературную тему. Лирические отступления и раздумья
автора.
Обучение подбору материала на основе художественного произведения.
Доказательство идеи сочинения. Специальная аргументация, необходимая для
доказательства идеи сочинения. Подбор аргументов. Приёмы аргументации: «от
мыслей к примерам», «от примеров к мыслям».
4. Речевое оформление сочинения. Грамотность.
Понятие логических, фактических, этических, грамматических, речевых ошибок.
Построение высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными,
грамматическими, лексическими нормами современного русского литературного языка.
Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя
следующие процедуры:
— выполнение заданий творческого и поискового характера: творческие
задания, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня;
— проектная деятельность;
— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
— комплексные работы на межпредметной основе.
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких
познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и
письменных ответах обучающихся, а также на наблюдениях учителя за участием
учащихся в групповой работе.
Проверочные работы включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на
каждом этапе обучения.
Оценка предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Для контроля и учёта достижений обучающихся по литературе используются
следующие формы:
Текущая аттестация:
- анализ художественного текста;
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- письменный ответ на проблемный вопрос;
- сочинение;
- творческая работа;
Итоговая аттестация:
- контрольное сочинение

№
п/п

Кол-во
часов

1
2
3- 4
5-6

1
1
2
2

7-8
9 - 10
11 - 12
13
14
15
16 -17
18 - 19
20 - 21

2
2
2
1
1
1
2
2
2

22 - 23
24 - 25
26 - 27
28 - 29
30 - 31
32 - 33
34
35

2
2
2
2
2
2
1
1

36 - 37
38 - 39
40 - 41
42 - 43
44 - 45
46 - 47
48 - 49
50 - 51
52 - 53
54 - 55
56 - 57

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

58 - 59
60 - 61
62 - 63
64 - 65
66 - 67
68 - 69

2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
Типы и жанры сочинений на литературную тему
10-11 класс (10 кл. – 35 ч., 11 кл. – 34 ч.)
Раздел, тема

Требования к написанию сочинения
Требования, предъявляемые к итоговому сочинению.
Анализ итоговых сочинений по критериям.
Как делать свою речь связной.
Тема и основная мысль сочинения.
Подготовка к сочинению. Цитаты.
Что такое «правильный» черновик.
Критерии выбора темы.
Композиция сочинения.
План сочинения.
Движение авторской мысли в сочинении.
Составление логической схемы будущего сочинения.
Как работать с текстом. Цитаты.
Совершенствуем свою речь.
Практикум по исправлению речевых и грамматических ошибок.
Сочинения разных стилей и жанров
Стихотворный размер.
Практикум по определению стихотворного размера.
Рифма. Виды рифм. Строфа.
Изобразительно – выразительные средства в лирике.
Изобразительно – выразительные средства в лирике.
Лирический герой.
Практикум по анализу стихотворений.
Самостоятельная работа «Анализ лирического произведения.
11 класс
Как работать с теоретико – литературным материалом.
Анализ сочинения в жанре «Эссе».
Написание сочинения в жанре «Эссе».
Анализ работ обучающихся.
Учимся видеть потенциал текста.
План анализа эпизода. Разбор примеров.
Анализ эпизода.
Написание сочинения «Анализ эпизода».
Стилевое единство сочинения.
Речевое оформление сочинения.
Понятие о жанре «рецензия».
Речевое оформление сочинения. Грамотность.
Соблюдение языковых и речевых норм. Фактологическая точность.
Итоговая работа: написание сочинения на литературную тему.
Анализ итоговой работы.
Публицистический стиль. Жанры публицистики.
Лексические и синтаксические особенности художественного стиля речи.
Сочинение – рассуждение на литературную тему.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».