Рабочая программа по учебному предмету «Типы и жанры сочинений на литературную тему» 10-11 класс (69 часов) В результате изучения учебного предмета «Типы и жанры сочинений на литературную тему» на уровне среднего общего образования Выпускник на базовом уровне научится: - ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт; - структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; - использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства; - соблюдать нормы современного русского языка. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); Содержание учебного предмета 1. Требования к написанию сочинения. Требования к написанию сочинения. Композиционные особенности творческой работы. Текст. Предложения, связанные по смыслу и грамматически. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Практические навыки работы с текстом. Составление текста. Тема, идея. Основная мысль сочинения. 2. Подготовка к сочинению. Цитаты. Роль черновика. Рекомендации по оформлению черновика. Критерии выбора темы. Мотивы выбора темы. Интерес к теме, её понимание. Обдумывание темы. Чёткое представление о чём писать. Определение идеи сочинения. Чёткое понимание разницы между темой и идеей. Что такое самостоятельность? Стиль индивидуальный и функциональный. 5 часов План сочинения. Роль вступления. Основная часть. Заключение. О пользе плана. Каркас будущего сочинения. Простой и сложный план. Основные требования к плану. Особенности построения. Цитатный план. Заголовок введения. Разновидности введения: историческое (об эпохе), аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы), биографическое (факты из биографии писателя), сравнительное (о литературных традициях), обществоведческое. Заголовок основной части сочинения. Заголовок заключения. Два вида заключений. Заключениевывод, заключение-следствие. Концовка-вывод. Концовка-ответ. Концовка-цитата. Полемическая заострённость письма. Привлечение других видов искусств. Тема и микротема. Деление текста на абзацы. Понимание исходного текста. Микротема как наименьшая составная часть темы целого текста. Особенности вопросно-ответной формы изложения. Логическая схема сочинения. Цитаты. Роль цитат. Введение цитат. 3. Сочинения разных стилей и жанров. Анализ стихотворения. Стихотворный размер. Рифма. Строфа. Изобразительно – выразительные средства в лирике. Понятие лирического героя. Художественный стиль речи. Задачи стиля. Лексические и синтаксические особенности стиля. Средства образной выразительности. Роль эпитетов и метафор в художественном тексте. Развёрнутая метафора. Сравнение, его особенности. Метонимия, практические навыки работы с данным средством образной выразительности в художественном тексте. Синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, антономазия, ирония, синекдоха и др. Стилистические фигуры. Теория литературы. Как работать с теоретико-литературным материалом. Жанр сочинения. Понятие жанра эссе, рецензии. Рецензия. Критический разбор и оценка литературного произведения. Публицистический стиль. Требования, предъявляемые к эссе, рецензии. Написание рецензии, эссе. Анализ эпизода. Сочинение – рассуждение на литературную тему. Лирические отступления и раздумья автора. Обучение подбору материала на основе художественного произведения. Доказательство идеи сочинения. Специальная аргументация, необходимая для доказательства идеи сочинения. Подбор аргументов. Приёмы аргументации: «от мыслей к примерам», «от примеров к мыслям». 4. Речевое оформление сочинения. Грамотность. Понятие логических, фактических, этических, грамматических, речевых ошибок. Построение высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, лексическими нормами современного русского литературного языка. Система оценки достижений планируемых результатов обучающихся Оценка метапредметных результатов Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: — выполнение заданий творческого и поискового характера: творческие задания, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня; — проектная деятельность; — текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; — комплексные работы на межпредметной основе. Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах обучающихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе. Проверочные работы включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Оценка предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для контроля и учёта достижений обучающихся по литературе используются следующие формы: Текущая аттестация: - анализ художественного текста; - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - письменный ответ на проблемный вопрос; - сочинение; - творческая работа; Итоговая аттестация: - контрольное сочинение № п/п Кол-во часов 1 2 3- 4 5-6 1 1 2 2 7-8 9 - 10 11 - 12 13 14 15 16 -17 18 - 19 20 - 21 2 2 2 1 1 1 2 2 2 22 - 23 24 - 25 26 - 27 28 - 29 30 - 31 32 - 33 34 35 2 2 2 2 2 2 1 1 36 - 37 38 - 39 40 - 41 42 - 43 44 - 45 46 - 47 48 - 49 50 - 51 52 - 53 54 - 55 56 - 57 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 58 - 59 60 - 61 62 - 63 64 - 65 66 - 67 68 - 69 2 2 2 2 2 2 Тематическое планирование Типы и жанры сочинений на литературную тему 10-11 класс (10 кл. – 35 ч., 11 кл. – 34 ч.) Раздел, тема Требования к написанию сочинения Требования, предъявляемые к итоговому сочинению. Анализ итоговых сочинений по критериям. Как делать свою речь связной. Тема и основная мысль сочинения. Подготовка к сочинению. Цитаты. Что такое «правильный» черновик. Критерии выбора темы. Композиция сочинения. План сочинения. Движение авторской мысли в сочинении. Составление логической схемы будущего сочинения. Как работать с текстом. Цитаты. Совершенствуем свою речь. Практикум по исправлению речевых и грамматических ошибок. Сочинения разных стилей и жанров Стихотворный размер. Практикум по определению стихотворного размера. Рифма. Виды рифм. Строфа. Изобразительно – выразительные средства в лирике. Изобразительно – выразительные средства в лирике. Лирический герой. Практикум по анализу стихотворений. Самостоятельная работа «Анализ лирического произведения. 11 класс Как работать с теоретико – литературным материалом. Анализ сочинения в жанре «Эссе». Написание сочинения в жанре «Эссе». Анализ работ обучающихся. Учимся видеть потенциал текста. План анализа эпизода. Разбор примеров. Анализ эпизода. Написание сочинения «Анализ эпизода». Стилевое единство сочинения. Речевое оформление сочинения. Понятие о жанре «рецензия». Речевое оформление сочинения. Грамотность. Соблюдение языковых и речевых норм. Фактологическая точность. Итоговая работа: написание сочинения на литературную тему. Анализ итоговой работы. Публицистический стиль. Жанры публицистики. Лексические и синтаксические особенности художественного стиля речи. Сочинение – рассуждение на литературную тему.