Программа воспитания дошкольной разновозрастной группы на 2021-2025 г.г. Филиала МАОУ «Натальинская СОШ» — Марийключиковская начальная школа

Содержание
Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания .............................................................................................................................. 4
1.1. Цель программы воспитания… ........................................................................................ 4
1.2. Методологические основы Программы воспитания… .................................................... 4
1.2.1. Уклад образовательной организации ............................................................................. 5
1.2.2. Воспитывающая среда дошкольной разновозрастной группы ..................................... 8
1.2.3. Общности дошкольной разновозрастной группы ......................................................... 8
1.2.4. Социокультурный контекст… ........................................................................................9
1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольной разновозрастной группе…….. 9
1.3 Планируемые результаты освоения Программы .............................................................10
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет) …………………………………………………………………………………………….10
Раздел 2. Содержательный…............................................................................................... 12
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания… ......................... 12
2.1.1. Патриотическое направление воспитания.................................................................... 13
2.1.2. Социальное направление воспитания........................................................................... 13
2.1.3. Познавательное направление воспитания ................................................................... 14
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания… ...................................... 15
2.1.5. Трудовое направление воспитания… .......................................................................... 15
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания… ......................................................... 16
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса ..................................................... 17
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания ...................................................................... 18
Раздел 3. Организационный… ........................................................................................... 19
3.1. Условия реализации Программы воспитания ..................................................................19
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО… ................................................. 20
3.3. Организация предметно-пространственной среды ........................................................ 21
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса .........................................................22
3.5 Календарный план воспитательной работы 2021-2022 уч. год ..................................... 24

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания дошкольной разновозрастной группы направлена
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
наследия культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и
окружающей среде.
Рабочая программа воспитания филиала МАОУ «Натальинская СОШ»
Марийключиковский детский сад, разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы).
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642.
6. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы дошкольного образования. В связи с этим структура Программы воспитания
включает три раздела:
• Целевой
• Содержательный
• Организационный
Рабочая программа воспитания призвана обеспечить взаимодействие воспитания в
дошкольном образовательном учреждении и воспитания в семьях детей от 3 лет до 8 лет.

3

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
1.1. Цель программы воспитания
Цель воспитания в дошкольной разновозрастной группы – личностное развитие
дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых
ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания в дошкольной разновозрастной группе:
•
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
•
Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине
на основе приобщения к традиционной культуре и истории;
•
Формирование позитивного отношения к самим себе и окружающему миру;
•
Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
•
Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
•
Воспитание уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев
Отечества;
•
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
•
Формирование элементарных знаний о правах человека;
•
Знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном);
•
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
•
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,
труде, быту.
Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом. В
занятия могут быть включены разнообразные формы организации детей с преобладанием
групповых и индивидуальных форм.
Основное
содержание
образовательной
деятельности
–
нравственнопатриотическое воспитание пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не
относящиеся к данному направлению (ФМЭП, музыкальные и физкультурные занятия).
1.2. Методологические основы Программы воспитания
Методологической основой программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых
ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное,
4

ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как
сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)развития ребёнка
средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
•
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
•
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
•
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
•
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
•
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
•
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
•
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад в дошкольной разновозрастной группе — это установившийся порядок
жизнедеятельности и сложившиеся условия бытия членов сообщества, обусловленные
действующими нормами и правилами поведения.

5

6

7

1.2.2. Воспитывающая среда дошкольной разновозрастной группы
Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности
обучающихся, под влиянием деятельности воспитателя и воспитанников она изменяется,
и в процессе этих преобразований изменяются сами люди.
Воспитывающую среду образовательного учреждения, в частности, филиала
МАОУ «Натальинская СОШ» Марийключиковский детский сад, как часть социальной
среды, организованную воспитателем, можно рассматривать как микросреду, наиболее
приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой
социальный мир. Отличительными особенностями воспитывающей среды дошкольной
разновозрастной группы в сравнении с социальной средой в целом, являются: наличие
насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного
становления; многообразие осваиваемых субъектных ролей; личностная значимость среды
для ее субъектов; ориентация на успех и лидерскую направленность как формы
проявления самореализации субъектов среды; насыщенное взаимодействие субъектов
среды; комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих
пространствах среды; педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и
личностного становления воспитанников в дошкольной разновозрастной группе.
1.2.3. Общности дошкольной разновозрастной группы
В МАОУ «Натальинская СОШ» - Марийключиковский детский сад, действуют
несколько видов общности:
•
Профессиональная
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников;
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников дошкольной
разновозрастной группы и всех взрослых членов семей воспитанников. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в дошкольной разновозрастной
группе.
Детско-взрослая общность заключается в содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
8

полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Чувство приверженности к группе сверстников рождается
тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам,
что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Разновозрастная детская общность. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания,
следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с
младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания,
а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
1.2.4. Социокультурный контекст
Образовательный процесс вписан в социальный и культурный контекст.
Культурное окружение и социальные нормы, ценности и практики вовлечены в развитие
ребенка с момента его рождения. В образовательном процессе принимают участие семьи
и дети с разным культурным и религиозным укладом. Различия между ними следует
рассматривать как шанс на обогащение образовательного процесса. Понимание
образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст,
оказывает влияние на содержание и на формы образовательного процесса. Таким образом,
наряду с укреплением индивидуальной автономии и самостоятельности ребенка
Программа акцентирует внимание на его участии в организации своего социального и
культурного окружения, принятии на себя доли ответственности, соответствующей
уровню своего развития.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольной разновозрастной
группе
В воспитательной программе МАОУ «Натальинская СОШ»- Марийключиковский
детский сад выделены следующие особенности планирования и организации культурных
практик:
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация).
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального
опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую
детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное
участие.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно
игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,
формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры,
логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для
игры, развлечения, отдыха.

9

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно
полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации
Программы:
-положительная динамика сформированности нравственных качеств
(отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.);
-создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и
правилах поведения в обществе;
-повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем
нравственного воспитания детей.
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются
ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной
деятельности взрослых.
Педагогическая диагностика проводится входе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики -карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка, с целью определения
дальнейших перспектив его развития.
Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для
формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования, а именно на этапе
завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО,
следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка.
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
Направления воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое

Социальное

Родина, природа

Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране,
испытывающий
чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Человек,
семья,
Различающий основные проявления
дружба,
добра и зла, принимающий и
сотрудничество
уважающий
ценности
семьи
и
общества,
правдивый,
искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность
10

за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия
между людьми. Освоивший основы
речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками
на
основе
общих
интересов и дел.
Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

11

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении,
в
том
числе
творческом, проявляющий активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных
видах
деятельности
и
в
самообслуживании,
обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся
соблюдать
правила
безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде),
природе.
Понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе уважения
к людям труда, результатам их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать прекрасное в быту,
природе,
поступках,
искусстве,
стремящийся
к
отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Воспитательный процесс в дошкольной разновозрастной группе охватывает
важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и
предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление
физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных,
коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений,
опыта нравственного поведения и культуры общения.
Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного
дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественноэстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно этим направлениям
определяются основные составляющие воспитательного процесса.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие направлена на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДРГ, формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и
нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки
и поступки сверстников.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной,
гражданской принадлежности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине,
гордости за ее достижения.
Расширение представления о родном крае.
Развитие представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная,
многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их
обычаям.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества,
воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях
и праздниках.
Расширение знаний о государственных праздниках.
Расширение представлений о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная,
многонациональная страна.
Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
12

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине,
гордости за ее достижения.
Расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание уважения к
защитникам Отечества.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме
людей, о многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир
родной речи, художественной литературы, познакомит с исконными традициями,
богатством родной природы, с уникальными фактами из жизни страны.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному,
музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с
лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать
содержание произведений искусства.
Воспитание любви к родному краю через ознакомление с традиционной народной
культурой.
Ознакомление с песенно-игровым фольклором родного края.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская,
хохломская, жостовская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Воспитание интереса к искусству родного края; любовь и бережное отношение к
произведениям искусства.
Образовательная область «Физическое развитие» решает задачи по становлению
здорового образа жизни: развивает физическую выносливость, смекалку, ловкость через
традиционные народные игры родного края и других народов РФ.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Патриотическое воспитание в филиале МАОУ «Натальинская СОШ»
Марийключиковский детский сад проводится с целью воспитания любви к отечеству,
ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой
связи поколений.
Задачи:
формирование
нравственно-духовных
особенностей
личности;
формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения
к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной
позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию: организация
тематических мероприятий (праздники, соревнования, конкурсы); проведение
тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих
произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать
полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами
общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Методы, формы и виды работ:
- Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
13

- Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
- Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
- Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
- Сюжетно-ролевые игры.
Работа педагога заключается в следующем:
- Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения
занятия.
- Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной
форме).
- Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой
помощи.
- Организация выставок детских работ в саду.
Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника
необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:
- Совместная помощь ребенку в период адаптации к дошкольному учреждению:
соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной
психологической обстановки в семье.
- Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном
овладении нормами общественного поведения.
- Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской
и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой
деятельности в семье.
- Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры,
эстафеты, утренники. Организация получения активной обратной связи.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Для достижения поставленной цели педагог в ходе воспитательного процесса:
- реализует совместную деятельность с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организовывает конструкторские и продуктивные творческие деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

14

- организовывает насыщенную и структурированную образовательную среду,
включающую иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогическим составом филиала
МАОУ «Натальинская СОШ», является сохранение и укрепление здоровья детей в
процессе воспитания и обучения.
Задачи:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
-оздоровление средствами закаливания.
Формы работы:
- прогулка;
- подвижные игры и физические упражнения на улице, соревнования;
-разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание,
бросание и ловля мяча;
-утренняя гимнастика;
-двигательная разминка;
-гимнастика после дневного сна;
-соблюдение режима дня;
- профилактические беседы о здоровом питании, двигательной активности, вредных
привычках, о заболеваниях, т.д.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Цель трудового воспитания– формирование положительного отношения детей к
труду.
Задачи трудового воспитания:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека;
-знакомство с профессиями.
Согласно ФГОС, развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.
В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где
основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до
подготовительной группы.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе,
используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и
15

подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой
организации труда.
Работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей неразрывно
связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым
взрослым, педагогом.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений
Задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для формирования у детей культуры поведения, воспитатель концентрирует свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- учит детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
- воспитывает культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в
общественных местах;
- воспитывает культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
- воспитывает культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.

16

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Общее количество контингента воспитанников с учетом возрастной и
половозрастной категории
Возрастная
категория
Дети 3 года жизни
Дети 4 года жизни
Дети 5 года жизни
Дети 6 года жизни
Дети 7 года жизни
ВСЕГО детей:

Количество
девочек
1
1
0
3
0
5

Количество
мальчиков
5
1
2
3
0
11

Всего детей
6
2
2
6
0
16

Социальный статус семей воспитанников
Количество
дошкольников,
воспитывающи
хся в полных
семьях
13

Количество
дошкольников,
воспитывающихся в
не полных семьях

Количество
дошкольников,
воспитывающихся в
многодетных семьях

3

12

Количес Колич
тво
ество
опекаем детейых
инвал
детей
идов
-

Профессиональный статус родителей
Характеристика

Количество человек
Рабочие
12
Служащие
Рабочие в сфере обслуживания
4
Предпринимательская деятельность
Безработный
3
Инвалид
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в
установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления
дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество.
Сотрудники дошкольной разновозрастной группы строят связь с социумом на
основе следующих принципов:
1. учета запросов родителей;
2. принятия политики дошкольной разновозрастной группы социумом;
4. сохранения имиджа учреждения в обществе;
5. установления коммуникаций между филиалом МАОУ «Натальинская СОШ»
Марийключиковский детский сад и социумом.

17

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы,
заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было
грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в дошкольной
разновозрастной группе строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
• семья;
• образовательное учреждение: МАОУ «Натальинская СОШ»;
• культурно-общественное учреждение: Марийключиковский сельский Дом
культуры.
• медико-оздоровительная организация: медицинский ФАП.
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками
образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за
воспитание и обучение детей.
Задачи по работе с семьёй:
- изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;
- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания детей в семье, а также с
трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
-совместное решение актуальных задачах воспитания и обучения детей;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества,
способствующего
развитию
конструктивного
взаимодействия
воспитателей и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за добросовестное и ответственное исполнение
обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- оказание помощи детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с
семьями соблюдаются основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
- развитие интересов и потребностей ребенка.
Программа предполагает использование групповых и индивидуальных форм
работы с родителями:
- беседы;
18

- консультации;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- тематические выставки;
- совместные работы детей и родителей;
- информационно-просветительская деятельность
папки-передвижки).

(информационные

стенды,

Раздел 3. Организационный
3.1. Условия реализации Программы воспитания
Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с
уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в
том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах
которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Психолого-педагогические условия, обеспечивают развитие ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт
при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки, формирование уверенности в собственных возможностях и
способностях.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности
имастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного
19

пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и
управленцев.
8. Использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
9. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития.
10. Поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействие детей в разных видах деятельности.
11. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности.
12. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Материально-технические условия
Наименование
Количество единиц
Проектор
1
Компьютер
1
Экран
1
Музыкальный центр
1
Принтер
1
Локальные акты дошкольной разновозрастной группы
1. Правила внутреннего распорядка филиала МАОУ «Натальинская СОШ» Марийключиковская начальная школа
2. Правила приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования в филиале МАОУ «Натальинская СОШ» - Марийключиковская начальная
школа.
3. Порядок возникновения, приостановления и прекращения отношений между
МАОУ «Натальинская СОШ» - филиал МАОУ «Натальинская СОШ» Марийключиковская начальная школа и родителями (законными представителями)
воспитанников.
4. Порядок выплаты компенсации платы, взымаемой с родителей (законных
представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную
программу дошкольного образования в филиале МАОУ «Натальинская СОШ» Марийключиковская начальная школа.
5. Положение о детском портфолио.
6. Положение о системе оценки индивидуального развития детей.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и
возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.

Событие
1. Утро радостных встреч

Проектирование событий:
Содержание
Игры-приветствия
20

2.Туровая деятельность

Дежурство по столовой;
Сбор игрушек
«Нам года – не беда!»;
«Золотая волшебница Осень»;
«Мир начинается с мамы»;
«Новогоднее чудо»;
«Наша Армия сильна»;
«Принимайте поздравления!»;
«До свидания, детский сад!».
«Я здоровым быть хочу»; «Самоцветы
Урала»;«Сбережем чистоту вокруг нас»
Конкурс
«Новогодняя
игрушка
для
ёлочки»;
Творческий конкурс к 23 февраля;
Творческий конкурс к дню 8 марта;
Творческий конкурс к Дню космонавтики.

3. Праздники

4. Проектная деятельность
5. Творческая деятельность

3.3. Организация предметно-пространственной среды
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон,
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы
для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для
себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Зона сюжетно-ролевых игр разделена на тематические уголки:
• Парикмахерская с игрушечными инструментами;
• Больница с медицинскими принадлежностями.
• Кухонный уголок в игровом домике для девочек, в котором есть,
игрушечная плита, посуда и продукты.
• Столярный стол для мальчиков со строительными инструментами.
В учебно-развивающей зоне находится стол, за который можно посадить
несколько детей одновременно, где они могут рисовать, делать поделки, учиться читать,
считать и играть в спокойные настольные игры. Здесь имеются кубики, мозаики,
различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей – здесь дети могут
заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире.
Физкультурный уголок. С помощью спортивного оборудования и инвентаря дети
приобщаются к физической культуре. Дети знакомятся с основами здорового образа
жизни – гигиеной тела, двигательными умениями и навыками.
Зона музыкального развития. Музыкальный уголок способствует развитию
творческих талантов воспитанников. Дети используют музыкальные инструменты,
т.к.ложки, треугольник, маракасы, бубен, барабан, трещотки, металлофон.
Важная роль в реализации Программы отводится созданию специальной
развивающей среды: в группе оформлен центр нравственно-патриотического
воспитания. В здании находится, Марийключиковский краеведческий музей, в котором
21

имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной
страны, фотографий героев, прославивших родную землю. Это панорамные снимки
достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации
народных промыслов, произведения устного народного творчества.
Информационные стенды для детского сада сделаны простыми и доступными.
Все стенды навесные. Оформление стендов яркое, чтобы привлечь внимание детей и их
родителей. Стенды содержат информацию для родителей о подходах к воспитанию
ребенка, его развитии и возрастных особенностях, объявления, выставка творческих работ
воспитанников, правила пожарной и дорожной безопасности.

ФИО
Горбунова
Елена
Сергеевна

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Должность
Образование
Курсы повышения
квалификации
воспитатель

Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
По программе: «Педагогическое
образование»
Профиль:«Дизайн и
компьютерная графика в
образовании».
Профессиональная
переподготовка.
Автономная некоммерческая
организация дополнительного
профессионального образования
«Центр профессионального
развития ПРОФИ»
По программе:
«ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»

Квалификация:
воспитатель (старший
воспитатель) детей дошкольного
возраста.

22

«Дистанционное
обучение: от создания
контента до организации
образовательного
процесса» (36 часов)
«Особенности работы
организации дошкольного
образования в условиях
сложной санитарноэпидемиологической
обстановки» (72 часа)

«Навыки оказания первой
помощи в
образовательных
организациях» (36 часов)

«Организация защиты
детей от видов
информации,
распространяемой
посредством сети
«Интернет»,
причиняющей вред
здоровью и (или)
развитию детей, а также
не соответствующей
задачам образования, в
образовательных

организациях» (16 часов)
Никитина
Виктория
Валерьевна

Музыкальный
руководитель

Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Свердловской области
«Красноуфимский
педагогический колледж» город
Красноуфимск Свердловской
области
Квалификация :
Учитель музыки, музыкальный
руководитель

23

«Навыки оказания первой
помощи в
образовательных
организациях» (36 часов)
«Музыкальноэстетическое развитие
младших школьников в
условиях реализации
ФГОС НОО» (72ч)

Календарный план воспитательной работы
дошкольной разновозрастной группы филиала
МАОУ «Натальинская СОШ» Марийключиковская НШ
2021/2022 учебный год
(Приложение к рабочей программе)

24

Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Ориентировочное
Ответственные
Время проведения
Проектная деятельность
1
Проект «Я здоровым быть
Ноябрь
Воспитатель, родители
хочу»
2
Проект «Самоцветы Урала»
Февраль
Воспитатель, родители
3
Проект «Сбережём чистоту
Апрель
Воспитатель, родители
вокруг нас»
Праздники
1
«Нам года – не беда!»
Октябрь
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
2
«Золотая волшебница Осень»
Октябрь
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
3
«Мир начинается с мамы»
Ноябрь
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
4
«Новогоднее чудо»
Декабрь
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
5
«Наша Армия сильна»
Февраль
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
6
«Принимайте поздравления!»
Март
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
7
«До свидания, детский сад!»
Май
Воспитатель, родители,
муз.руководитель
Развлечения
1
«Праздник Знаний»
Сентябрь
Воспитатель,
муз.руководитель
2
«Пришла Коляда-отворяй ворота»
Январь
Воспитатель
3
«Здравствуй, Масленица»
Март
Воспитатель, муз.
Руководитель, родители
4
«День смеха»
Апрель
Воспитатель
5
«День космонавтики»
Апрель
Воспитатель
6
«День здоровья»
Апрель
Воспитатель, родители
Творческие соревнования
1 Конкурс «Новогодняя игрушка для
Декабрь
Воспитатель, родители
ёлочки»
2
Творческий конкурс к 23 февраля
Февраль
Воспитатель, родители
3 Творческий конкурс к дню 8 марта
Март
Воспитатель, родители
4
Творческий конкурс к Дню
Апрель
Воспитатель, родители
космонавтики
Выставки
1
«Здравствуй, Осень золотая!»
Сентябрь
Воспитатель, родители
2
Фотовыставка «Мой домашний
Октябрь
Воспитатель, родители
питомец»
25

3
4
5
6

1
2
3

«Портрет любимой мамы»
«Зимняя сказка»
«Весна пришла, весне дорогу!»
Фотовыставка «Я помню! Я
горжусь!»
«По сказочным дорожкам»
«Правила личной гигиены»
«Умники и умницы»

Ноябрь
Январь
Март
Май
Викторины
Октябрь
Декабрь
Май
Беседы
Сентябрь
Октябрь

Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель, родители
Воспитатель, родители

Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель

2
3

«Школа пешехода»
Воспитатель
«Маленькая спичка – большая
Воспитатель
беда»
«Умей сказать «НЕТ»
Ноябрь
Воспитатель
«Безопасный новый год»
Декабрь
Воспитатель
«Все профессии важны»
Февраль
Воспитатель
«День Победы!»
Май
Воспитатель
Театрализованная деятельность
«Кот, петух и лиса»
Ноябрь
Воспитатель
Театрализованная игра «ГусиЯнварь
Воспитатель
лебеди»
Подвижные игры
«Угадай животное по описанию»
Февраль
Воспитатель
«Пчёлы и цветы»
Май
Воспитатель
Взаимодействие с семьями воспитанников
Родительские собрания
«Путешествие в страну Знаний
Сентябрь
Воспитатель, родители
продолжается!»
«Скоро в школу»
Декабрь
Воспитатель, родители
: «Вот и стали на год старше»
Май
Воспитатель, родители

1
2

Консультации
Сентябрь
Октябрь

1
2
3
4
5
6
1
2

1
2

1

3
4
5
6
7
8

«Укрепляем иммунитет»
«Профилактика ГРИППА и
COVID–19»
«Роль семьи в речевом развитии
ребенка»
«Учим ребенка пересказывать
короткие рассказы»
«Воспитание трудолюбия у детей
дошкольного возраста»
«Детские выдумки и фантазия»
«Если ребенок боится врачей»
«Организация досуга детей в

Воспитатель
Воспитатель

Ноябрь

Воспитатель

Декабрь

Воспитатель

Январь

Воспитатель

Март
Апрель
Май

Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель

26

летний период».
1
2
3
4
1

2

1

2

3
4

5

6
7

8

Анкетирование родителей
«Ваши взаимоотношения с
Ноябрь
ребенком»
«Условия здорового образа жизни
Январь
в семье»
«Роль книги в воспитании
Февраль
ребенка»
«Поведение ребёнка»
Март
Профилактические рейды
Сентябрь
Посещение на дому семей,
состоящих на внутреннем учёте, с
целью изучения условий, климата
и семейного воспитания.
Февраль
Посещение на дому семей,
состоящих на внутреннем учёте, с
целью изучения условий, климата
и семейного воспитания.
Наглядная информация для родителей
Сентябрь
Оформление информационного
уголка для родителей на тему
«Правила пожарной безопасности в
жилом доме»
Выставка творческой
Сентябрь
направленности «Здравствуй,
Осень золотая!»
Фотовыставка «Мой домашний
Октябрь
питомец»
Ноябрь
Оформление информационного
уголка для родителей «Правила
дорожного движения для
пешеходов»
Декабрь
Конкурс творческой
направленности «Новогодняя
игрушка для ёлочки»
Выставка творческой
Январь
направленности «Зимняя сказка»
Буклеты для родителей
Апрель
«Профилактика клещевого
энцефалита»
Фотовыставка «Я помню! Я
Май
горжусь!»

27

Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель, руководитель
филиала

Воспитатель, руководитель
филиала

Воспитатель, родители

Воспитатель

Воспитатель, родители
Воспитатель, родители

Воспитатель, родители

Воспитатель, родители
Воспитатель, родители

Воспитатель, родители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».