Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» (МАОУ «Натальинская СОШ») ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАОУ «Натальинская СОШ» МАОУ «Натальинская СОШ» С.В. Маркова протокол от 31.05.2023 № 13/2 31.05.2023 Среднесрочная программа развития МАОУ «Натальинская СОШ» пгт. Натальинск 2023г. 1 Содержание программы № 1 2 3 Наименование раздела Цель и задачи программы Целевые индикаторы и показатели программы Сроки и этапы реализации программы 4 Основные мероприятия программы/перечень Подпрограмм с основными мероприятиями Ожидаемые конечные результаты реализации программы Исполнители и порядок управления реализацией программы 5 6 2 3 3 3 3 9 9 1. Цель и задачи программы Цель: улучшение к концу 2023 – 2024 учебного года показателей качества образования через реализацию мер по устранению факторов риска, связанных с высокой долей обучающихся с ОВЗ, высокой долей обучающихся с рисками школьной неуспешности. Задачи: 1. Создание системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогических кадров. 2. Создание системы условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию обучающихся через их активное и эффективное участие в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах, культурно- образовательных проектах. 3. Формирование эффективной внутренней системы оценки качества образования. 2. Целевые индикаторы и показатели Программы Высокая доля обучающихся с рисками школьной неуспешности 1. увеличение количества педагогических работников и обучающихся, участвующих в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, мастер-классах на различных уровнях (участие не реже одного раза в год); 2. уменьшение числа обучающихся в ОО, имеющих низкие образовательные результаты на 5%; 3. положительная динамика доли обучающихся, справившихся с ВПР и ГИА; 4. соответствие годовых отметок выпускников с показателями ГИА; 5. соответствие отметок за четверть/год с результатами ВПР по предмету Высокая доля обучающихся с ОВЗ 1. 100% охват обучающихся с ОВЗ качественным психолого-педагогическим сопровождением. 2. Обучение 100% педагогов, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ, на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ. 3. Увеличение количества детей с ОВЗ, детей-инвалидов, демонстрирующих положительную динамику в освоении АООП. 4. Вовлечение родителей (законных представителей) в решение проблем обучения детей с ОВЗ. 5. 100% укомплектованность ОО узкими специалистами (учитель-логопед, тьютор и т.д.). 3. Сроки и этапы реализации программы: Срок реализации Программы - 1 год С учетом актуальности работы по нивелированию рисков и ограниченным сроком (1 год) достижения цели среднесрочной программы развития этапы её реализации на 2023-2024 учебный год определены следующие: 1 этап (2023 г., июнь - сентябрь): подготовительный - аналитико-диагностический. 2 этап (октябрь 2023г. - май 2024г.) основной - реализация Программы 3 этап (июнь 2024г.): практико-прогностический - анализ, обобщение результатов реализации Программы. Итог реализации Среднесрочной программы развития - выполнение к концу 20232024 учебного года задач Антирисковых подпрограмм в соответствии с установленными рисковыми направлениями. 4. Основные мероприятия программы/перечень подпрограмм c основными мероприятиями Программа антирисковых мер «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности» «Высокая доля обучающихся с рисками школьной неуспешности» 3 Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2023-2024 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельности Задачи: 1) устранить конкретные проблемы в предметной подготовке обучающихся, повышение предметной и методической компетентности педагогических работников; 2) оказывать психологическую поддержку обучающихся; 3) совершенствовать школьную систему оценки качества образования «Высокая доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Цель: Создание к концу 2023 - 2024 года эффективного и устойчивого развития образовательного пространства детей с ОВЗ, которое будет способствовать личностному росту ребёнка на основе формирования ключевых компетентностей учащихся путём обновления содержания образования, развития практической направленности с учетом потребностей детей с ОВЗ. Задачи: 1. Обеспечить психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ через индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное образование, внеурочную деятельность. 2. Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ, рабочих программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и АФООП. 3. Обучить в течение 2023 – 2024 учебного года 100% педагогов, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ, на курсах повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ. 4. Организовать методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам, осуществляющим учебную и воспитательную функцию детей с ОВЗ Основные мероприятия программы/перечень Подпрограмм с основными мероприятиями Задачи Мероприятие Сроки реализации Показатели 1. Устранить конкретные проблемы в предметной подготовке обучающихся, повышение предметной и методической компетентности педагогических работников Практикоориентирован ный педагогическ ий совет «Анализ внешних и внутренних причиннизких образователь ных результат ов, формиров ание позиции педагогич еского коллектива по вопросам повышения качества образования» Открытые уроки по предметам Сентябрь Разработка чек – листа по работе с низко мотивированными детьми Ответственн ые Зам. директора по УР, руководители ШМО, школьный ППк В течение 2023 -2024 учебного года Проведение не менее двух открытых уроков Зам. директора по УР 4 2.Оказывать психологическую поддержку обучающихся 3.Совершенствовать школьную систему оценки качества образования каждым педагогам в течение учебного года 100% повышение квалификации педагогами Повышение квалификации педагогов (курсы) В течение года Диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с низкими учебными возможностями В течение года Не более 5% обучающихся с низкими образовательными результатами (от общего количества детей) по результатам четвертей Администрац ия ОО, педагогпсихолог Коррекционная работа по сопровождению детей, испытывающих затруднения в освоении образовательных программ (индивидуальная /групповая работа со слабоуспевающими учащимися). Организация дополнительных занятий по учебным предметам со слабо мотивированными обучающимися Проведение консультаций по подготовке к ГИА В течение года Снижение количества слабоуспевающих обучающихся Администрац ия ОО, педагог психолог, учитель логопед, учитель – дефектолог, социальный педагог В течение года Сентябрь – апрель Администрац ия ОО, педагоги 1 раз в неделю по каждому выбранному предмету ГИА Разработка педагогами предметниками индивидуальных образовательных маршрутов для детей «группы риска» Мониторинг результатов независимых оценочных процедур и промежуточной, итоговой аттестации Ноябрь - декабрь Внесение изменений в Положение о единой системе оценивания, в Положение о промежуточной аттестации. Сентябрь - октябрь Обновление внутренней системы оценки качества образования Корректировка тестовых контрольноизмерительных материалов: по всем общеобразовательны В течение года Создание банка контрольноизмерительных материалов 5 Зам. директора по УР, педагоги Педагогипредметники Зам. директора по УР, классные руководители , педагогипредметники, члены школьного ППк Администрац ия ОО, педагоги Руководители ШМО 4.Формирование банкаданных об обучающихся с ОВЗ 5. Изучение необходимых нормативноправовыхи распорядитель ных документов 6.Кадровое обеспечениев области коррекционной педагогики, составления плана профессионально подготовки педагогов м предметам для организации текущего, промежуточного и итогового контроля Организация дополнительных занятий по учебным предметам со слабо мотивированными обучающимися Совершенствование системы мониторинга индивидуальных образовательных достижений (дифференцированны й подход к оцениванию) Формирование банка данных об обучающихся с ОВЗ Создание рабочей группы, координирующей деятельность руководящего и педагогического состава по работе с обучающимися с ОВЗ (приказ по ОО) Анкетирование на выявление профессиональных затруднений педагога по работе с детьми с ОВЗ. Формирование плана-графика курсовой подготовки, переподготовки для учителей предметников и узких специалистов по работе с детьми с ОВЗ Курсовая подготовка, переподготовка для учителей предметников и узких специалистов по работе с детьми с В течение года В течение года Август сентябрь 2023 г. Август - сентябрь 2023 г. октябрь 2023 г. нояб рь20 23 г. Декабрь 2023 – май 2024 6 Администрац ия ОО, педагоги Результаты мониторинга Банк данных обучающ ихся сОВЗ Деятельность рабочей группы в течение отчетного периода Администрац ия ОО, педагоги ЗДУР, Тутынина К.С. Администр ация ОО, рабочая группа 100 % охват педагогов в целях выявления профессиональ ных затруднений педагога по работес детьми с ОВЗ Планграфик повышен ия квалифик ации учителей Администр ация ОО Удостове рения ПК ЗДУР, Тутынина К.С. ЗДУР, Тутынина К.С. 7.Системные преобразования процессе детей с ОВЗ 8.Разработка критериеви показа телей эффективности развития детей с ОВЗ.Мониторинг успешности ребенка вобучении. 9.Совершенствован ие работы психо логопедагогического сопровождения 10. Совершенствовани е работы с родителями (законными представителями) ОВЗ; участие в образовательных турах по данному направлению деятельности Сотрудничество с ГБОУ СО «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательн ые программы», ГБОУ СО «Красноуфимская школа – интернат» Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ Разработка критериев оценивания успешности в обучении детей с ОВЗ Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания,система поощрения Посещение администрацией занятий урочной и внеурочной деятельности детей с ОВЗ; взаимопосещений занятий педагогами. Семинар для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ» Анкетирование Удовлетворенность ю школьной образовательной средой В течение 2023 -2024 уч.года октябрь 2023г. Ноябрь-декабрь 2023г Участие в семинара х, конферен циях Администр ация ОО Обучающиеся с ОВЗ охвачены ИОМ Администр ация ОО Мониторинг успешности ребенка Администра ция ОО 100 % охват педагогов внутренней системой психологопедагогичес кого сопровожде ния 100 % охват родителей (законных представителей ) обучающихся с ОВЗ на Администр ация ОО, педагогпсихолог Ноябрь-декабрь 2023г В течение 2023 2024 уч.года декабрь 2023 г. Апрель – май 2024 г. 7 Администр ация ОО обучающихся с ОВЗ 11. Проведение мониторинга реализации программы по работе с детьми с ОВЗ Проведение родительских собраний, консультаций, семинаров В течение 2023 2024 уч.года Аналитическая справка по работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации программы Июнь 2024 г. 8 выявление отношения к образовательно й среде школы 100 % охват родителей (законных представителей ) обучающихся с ОВЗ Результаты мониторин га в форме аналитичес когоотчета Администр ация ОО, педагогпсихолог, социальный педагог ЗДУР, Тутынина К.С. 5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности. Повышение качества образования и успеваемости по итогам учебного года. Повышение качества образования и успеваемости по итогам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ Увеличена доля детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Увеличено количество (доля) обучающихся с ОВЗ, детей - инвалидов, демонстрирующих положительную динамику в освоении адаптированной образовательной программы. Увеличение доли педагогов, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ 6. Исполнители и порядок управления реализацией Программы Руководителем программы является директор МАОУ «Натальинская СОШ», который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы управления реализацией программы. В ходе выполнения программы допускается уточнение целевых показателей и расходов на ее реализацию, совершенствование механизма реализации программы. Исполнители: директор ОО, заместители директора по учебной и воспитательной работе, социально – педагогическая служба, педагогический коллектив школы, Совет родителей. 9