МОУО МО Красноуфимский округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №01-10/147 от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Природа и история родного края» для обучающихся 1 класса пгт. Натальинск 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования Основной целью курса «Природа и история родного края» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Урале и адекватного понимания места человека в нём. Задачи изучения родного края: Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих на Урале, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Урала. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. 2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Урала. Общая характеристика курса Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ «Натальинская СОШ»: учебный курс предназначен для обучающихся 1класса; рассчитан на 6-7 лет, по 1 час в неделю ( в 1 классе- 33 часа в год). Ценностные ориентиры содержания курса При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Природа и история родного края» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: 1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека. 2. Человек имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3. История Урала – часть истории Отечества. Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Урала включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Урала как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Урала и знаниями о социальной действительности. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Урала; воспитания у учащихся уважения к истории Урала и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны. При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей среды в разные времена года. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные: У обучающихся будут сформированы - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях, оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей, - установка на здоровый образ жизни Познавательные: исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных в разные времена года; - определять природные условия, процессы и явления характерные для Свердловской области (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы); анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, вести систематические наблюдения за погодой; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; использовать знако-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - основам смыслового восприятия художес-твенныхи познава-тельных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существен-ных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; задавать вопросы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края; готовить рассказы о семье. Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. Содержание курса внеурочной деятельности «Природа и история родного края» 1 класс № Планируемые предметные результаты Раздел программы, содержательные линии 1 Введение (1ч) Мы теперь не просто дети … Изменения, Ученик научиться называть окружающие предметы и их Ученик получит возможность научиться - различать живой и объекты неживой произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. 2 3 4 Я и окружающий мир (2ч) Родной край. Природа Урала (26ч) Живая и неживая природа Урала. Времена года. Осень на Урале. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Урале. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Урале. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Урале. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. Человек и природа (4ч) Занятия людей в разные времена года. взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства родного края и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года родного края. - - природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); рассказывать по результатам экскурсии о живой и неживой природе города. оценивать правильность поведения в природе (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Формы проведения внеурочной деятельности: групповые, в парах, экскурсии, беседы, обсуждение, игровые, фронтальные, Тематическое планирование 1 класс № Тема Характеристика деятельности 1 Вводный урок. Мы теперь не просто дети Поздравления детей с Днём знаний. Выставка работ Вводная беседа о предмете «Природа и история родного края». Раскрашивание картинки. 2 Родной край. Беседа о родном крае. Чтение учителем Выставка работ стихотворений. Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке. 3 Времена года. Экскурсия по пришкольному участку. Выставка работ Разгадывание кроссворда. Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок. 4 Осень. Осенние месяцы. Разгадывание кроссворда. Чтение Определение лучшего учителем. Беседа об осенних месяцах. чтеца Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки. 5 Экскурсия. Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. 6 Осенние изменения природе. в Раскрашивание картинки. Беседа осенних изменениях в природе. Методы оценки достижений обучающихся об Выставка работ 7 Растения осенью. Разгадывание загадок о деревьях. Выставка работ Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) 8 Листья летят.. жёлтые Выставка поделок из плодов деревьев. Выставка работ Рассказы детей. Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. 9 Занятия осенью людей Беседа по картинкам «Чем могут Определение лучшего заниматься люди осенью в нашем крае?» рассказчика Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. 10 Что растёт на огороде и в саду? Разгадывание загадок, кроссворда. Определение лучшего Беседа об овощах. Решение проблемы рассказчика «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Урале. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. 11 Что растёт поле? Беседа о культурных зерновых Выставка работ растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, моркови и т.п.) 12 Жизнь животных осенью. Чтение учителем. Отгадывание загадок Определение лучшего и раскрашивание отгадок. Решение рассказчика проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) 13 Осень краю. Обобщающая беседа. Раскрашивание Определение лучшего картинки. Декламированье рассказчика стихотворений. Составление рассказа по картинке. 14 Экскурсия. Беседа о зимних изменениях в природе Определение лучшего края. Декламированье стихотворений о чтеца зиме. 15 Зимняя сказка. Разгадывание кроссворда. Беседа о Определение лучшего зимних месяцах. Сочинение рассказа. рассказчика Раскрашивание картинок. 16 Зимние изменения природе. Представление своих сочинений. Беседа Определение лучшего о признаках зимы. Раскрашивание сочинителя картинок. 17 в в моём в Жизнь животных зимой. Чтение учителем. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. 18 Живой уголок. Экскурсия к живому уголку. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. 19 Занятия зимой. Чтение учителем. Беседа «Чем могут Определение лучшего заниматься люди зимой?» рассказчика Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. 20 Весна. Весенние месяцы. Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем. Раскрашивание картинок. 21 Экскурсия. Беседа об изменениях в природе края. Определение лучшего Декламированье стихотворений о весне. чтеца 22 Весенние изменения в природе. Раскрашивание картинок. Беседа о Определение лучшего весенних изменениях. Сочинение сочинителя рассказа о весне. 23 Растения весной. Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. 24 Жизнь животных весной. Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем. Учимся рисовать птиц и животных. 25 Занятия людей весной. Беседа «Чем могут заниматься люди Определение лучшего весной?» по картинкам. Чтение сочинителя учителем. Раскрашивание картинок. Сочинение. 26 Экскурсия. Беседа о летних изменениях в природе Определение лучшего края. Декламированье стихотворений о чтеца лете. 27 Летние изменения в природе. Разгадывание кроссворда. Беседа о Выставка работ летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком. Раскрашивание картинок. 28 Что растёт на лугу? Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. 29 Экскурсия на водоём Беседа водоёмах края. Рисование. 30 Что растёт у водоёма? Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. людей Выставка работ 31 Жизнь животных летом Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем. Учимся рисовать птиц и животных. Выставка работ 32 Занятия людей летом Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение. Раскрашивание картинок. Сочинение. Определение лучшего сочинителя 33 Обобщающий урок. Повторение названий всех месяцев в Выставка работ году. «Перелистываем страницы» рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Природа и история родного края» № 1 2 3 4 5 1 2 Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Печатные пособия (таблицы) Осень, зима, весна, лето Растительный мир лесов Евразии Зимующие птицы (ворона, галка, сорока, поползень, дятел, голуби, воробьи, синицы) Зимние гости (снегири, клесты, свиристель) Животный мир лесов Евразии Дидактическое обеспечение Карта Свердловской области Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Оценочные материалы: творческие работы, проверочные работы, тестовые работы, интеллектуальные конкурсы.