Азбука безопасности

МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
методическим
советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
для обучающихся 1 – 4 классов

пгт. Натальинск
2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Азбука безопасности» для 1х-4х классов составлена на основе
примерной программы внеурочной деятельности, рекомендованной Министерством
образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федеральных
законов «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране
окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности
дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
«О гражданской обороне» и др. Одними из основных моментов в практической
реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются пропаганда знаний
о чрезвычайных и опасных для жизни и здоровья ситуациях, постоянное информирование
младших школьников и обеспечение правильных действий в опасных для жизни и
здоровья условиях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций .
Изучение курса «Азбука безопасности» направлено на достижение следующих
целей:
• воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность
общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и
общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как
основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
потребности ведения здорового образа жизни;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
• формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств
индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при
неотложных состояниях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей
чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии
решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Рабочая программа рассчитана на 135 часов (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс), из
них 27 занятий (20%) носят теоретический характер, а 108 (80%) – практический.
Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры
тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, посещение музея, библиотеки,
встречи с сотрудниками ГИБДД.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в
транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества.
Изучение
данного
курса
позволяет
достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного
поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего
образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и
объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и
конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных
результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование
следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные
умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов
деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи
передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,
описанием повествованием.

Тематический план
№
п/п
1

1.1
1.2
1.3

Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения
учащихся
Знакомство с понятиями «опасность» «безопасность»
Безопасное поведение на улицах и дорогах
Мы - пассажиры

1.5

Пожарная безопасность и поведение
пожарах
Безопасное поведение на воде

1.6

Безопасное поведение дома

1.7

Безопасное

1.4

Всего
часов
72,5

Наименование разделов и тем

поведение

в

при

ситуациях

Из них по годам
1
2
3
4
23
15
23,5
11

1

1

—

—

—

20
6

6
1

2
1

7
4

5
—

7,5

3

—

4

0,5

9

1

5

—

3

10,5

5

0,5

4

1

6,5

3

0,5

3

—

1.8
1.9
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1

4.2
4.3
4.4

криминогенного характера
Безопасное поведение на природе

9

3

4

1

1

3

—

2

0,5

0,5

27

1

9

3

14

2

0,5

0,5

—

1

2,5

0,5

1

—

1

8

—

4

1

3

Оказание первой медицинской помощи при
порезах, ожогах, укусах насекомых и т.д.
Первая медицинская помощь при отравлении
пищевыми продуктами
Первая медицинская помощь при отравлении
газами
Практические занятия по отработке навыков
оказания первой медицинской помощи
Основы здорового образа жизни

5,5

—

1,5

—

4

2

—

2

—

2

—

—

2

5

—

—

—

5

15

6

2

—

7

Основные понятия «здоровье» и «здоровый
образ жизни»
Основы личной гигиены

4

1

1

—

2

2

2

—

—

Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Профилактика
Пути укрепления здоровья

3

—

—

—

3

6

3

1

—

2

Защита
человека
в
чрезвычайных
ситуациях
Чрезвычайные ситуации. Общее понятие

16,5

2

7

6,5

1

1

1

—

—

—

Чрезвычайные ситуации мирного и военного
времени
(аварии,
катастрофы,
военные
конфликты)
Основные мероприятия гражданской обороны
по защите населения
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС
мирного и военного времени
Итоговое занятие
Всего:

11,5

1

6

3,5

1

2,5

—

0,5

2

—

1,5

—

0,5

1

—

4
135

1
33

1
34

1
34

1
34

Нарушение экологического равновесия в
местах проживания, правила поведения
Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
Знакомство с понятием «первая медицинская
помощь»
Основные виды травм у детей младшего
школьного возраста
Болезни, их причина, связь с образом жизни

Содержание программы
1 год обучения
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
2.2. Пути укрепления здоровья
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и
укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение
режима дня, профилактика переутомления.
2.3. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Классификация травм у детей.
3.2. Оказание медицинской помощи
Что такое «первая медицинская помощь», кто и кому ее оказывает.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
учащихся
4.1. Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в
жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность.
Правила
безопасного
поведения
при
возникновении
пожара
в
доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми
людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде
дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где
можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение
пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
4.5. Мы — пассажиры
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте.
4.6. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по
сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности).
Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).

4.7. Безопасное поведение на воде
Правила и меры безопасного поведения на воде.
2 год обучения
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от
наводнений.
Чрезвычайные ситуации военного времени.
Технологические катастрофы.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело
человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы;
сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Виды травм у детей: заноза, ссадина, царапина, ожог, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь
- при ожогах, кровотечениях, укусах насекомых;
- при отравлении пищевыми продуктами:
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при
отравлении (в том числе при отравлении грибами).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду
водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения
на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах
проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в
лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.
Ориентирование. Правила поведения.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными
животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3.4. Мы - пассажиры
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности
пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
3 год обучения
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского
транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение
пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в
транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии.
Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила
поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного
поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика
отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в
быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным
отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по
телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая
помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия.
Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады,
метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры
содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4 год обучения
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и
безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания,
пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных
заболеваний.
Профилактика
инфекционных
заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на
умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных
привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская
помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и
растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание
инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при
травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—
3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.
Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог.
Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного
травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при
следовании
железнодорожным
транспортом,
обязанности
пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта
по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.
Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на
лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Требования к уровню освоения программы
Теоретические знания: концу 1 года учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах
насекомых, кровотечениях;
- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни;
- наиболее безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги.
Практическая работа: к концу 1 года учащиеся должны уметь:
- оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую
медицинскую
помощь
при
небольших
кровотечениях,
ожогах;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой, правильно переходить дорогу,
перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- осуществлять действия по плану.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Личностные:
- оценивать свои поступки и поступки других людей;
- объяснять смысл своих оценок;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;
- объяснять, что связывает человека с природой.
Теоретические знания: концу 2 года учащиеся должны знать:
- правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных
местах;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле;

- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- ядовитые растения, грибы, ягоды.
- правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.
Практическая работа: к концу 2 года учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в лесу;
- уметь вести себя на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от
них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или
обморожении;
- действовать по сигналу «Внимание всем!».
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Личностные:
- оценивать свои поступки и поступки других людей, в том числе неоднозначные, как
«хорошие» или «плохие»;
- объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных
поступков;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Теоретические знания: концу 3 года учащиеся должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- правила движения пешеходов по загородной дороге;
- правила защиты человека в чрезвычайных ситуациях.
Практическая работа: к концу 3 года учащиеся должны уметь:
- переходить дорогу, перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика,
сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в
общественном транспорте;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению
проблемы (задачи);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом);
- перерабатывать информацию для получения результата;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи, составлять план своего
рассуждения.
Познавательные УУД:
- сравнивать, группировать, находить закономерности, обобщать факты и явления;
- делать выводы.
Личностные:
- оценивать свои поступки и поступки других людей, в том числе неоднозначные, как
«хорошие» или «плохие»;
- объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных
поступков;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
- объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч.
и самим собой);
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям;
- сопереживать в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживать чувствам других не похожих на тебя людей, быть отзывчивым к бедам
всех живых существ.
Теоретические знания: концу 4 года учащиеся должны знать:
- правила движения на велосипедах;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом,
обязанности пассажира;
- как ориентироваться на местности;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Практическая работа: к концу 4 года учащиеся должны уметь:
- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным
предметам, определять расстояние по карте и местности;
- организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
- оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата
(кистей рук, бедра, колена).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формулировать цель, составлять план достижения цели, оценивать результат своих
действий;
- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом);
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения;
- составлять план своих рассуждений;
- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической
речи.
Познавательные УУД:
- отбирать необходимую информацию из разных источников (находить ответы на
вопросы, используя справочники, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке и
во внеурочной деятельности);
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную
для себя форму (представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в
том числе с применением средств ИКТ).
Личностные:
- оценивать свои поступки и поступки других людей, в том числе неоднозначные, как
«хорошие» или «плохие»;
- объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных
поступков;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
- объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч.
и самим собой);
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и
самонаказание);
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям;
- сопереживать в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживать чувствам других не похожих на тебя людей, быть отзывчивым к бедам
всех живых существ.
Формы контроля
 организация тестирования и контрольных опросов по разделам: «Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся», «Основы
медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», «Основы здорового
образа жизни», «Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
 проведение викторин, смотров знаний;
 организация игр-тренингов;
 анализ результатов деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Май

Апрель

Март

Феврал
ь

Янв.

Декабрь

Ноябр
ь

Октябрь

Сентябрь Месяц

1 год

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема урока
Вводное занятие. Формула безопасности.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Режим дня.
Профилактика переутомления.
Личная гигиена. Умывание и купание.
Забота о глазах, ушах, зубах, ногах и руках.
Если хочешь быть здоров…
Виды травм у детей.

Форма
проведения

беседа
Т*
видео
П*
практика П
практика П
видео
П
видео
П
практика П
встреча с Т
врачом
Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.
практика П
Разговор по телефону.
практика П
Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.
практика П
Осторожно: незнакомый человек.
практика П
Как вести себя, когда ты дома один.
практика П
Источники возможной опасности (электричество, газ).
теория
Т
Источники возможной опасности (лекарства, средства бытовой теория
Т
химии).
Опасная высота.
практика П
Огонь – друг и враг. Причины возникновения пожара.
теория
Т
Дым и его опасность.
практика П
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в встреча с П
доме.
сотруд.
МЧС
Где можно и нельзя играть.
викторина П
Наиболее безопасный путь в школу и домой.
практика П
Правила перехода дорог. Движение пешеходов.
экскурсия П
Три сигнала светофора.
практика П
Дорожные знаки.
экскурсия П
Ты на улице. Твоё поведение на улице.
практика П
Мы – пассажиры. Обязанности пассажира.
практика П
Безопасное поведение на природе.
экскурсия П
Съедобное – несъедобное (растения, грибы, ягоды).
викторина П
Правила и меры безопасного поведения на воде.
теория
Т
Источники возможной опасности (домашние и дикие животные). практика П
Чрезвычайная ситуация. Стихийное бедствие.
теория
Т
Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического теория
Т
равновесия. Экологическая катастрофа.
Итоговое занятие.
конкурс
П

Т* - теория (теоретическое занятие)
П* - практика (практическое занятие)

№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Март

Февраль

Январь Декабрь

Ноябр
ь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

2 год

24
25
26

Май

Апрель

27

28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Безопасное поведение дома и на улице. Повторение.
От чего зависит наше здоровье.
Как живет наш организм.
Болезни и их возможные причины.

Форма
проведения

викторина П
практика П
видео
П
встреча сТ
врачом
Пути передачи инфекционных заболеваний.
видео
П
Органы дыхания.
практика П
Виды травм у детей. Заноза, ссадина, царапина, ушиб.
практика П
Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.
практика П
Первая медицинская помощь при кровотечениях и укусах посещение П
насекомых.
медпункта
Отравления. Причины отравлений.
беседа
Т
Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении.
практика П
Первая помощь при отравлении грибами.
практика П
Чем опасны водоемы зимой.
экскурсия П
Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
практика П
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.
практика П
Правила поведения на пляже.
беседа
Т
Уроки плавания. Посещение плавательного бассейна.
практика П
Чистый воздух, его значение для здоровья человека.
практика П
Причины загрязнения воздуха.
практика П
Правила безопасного поведения в лесу, у водоема.
беседа
Т
Как ориентироваться в лесу.
экскурсия П
Опасные ситуации в природе.
практика П
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с посещение П
опасными животными и насекомыми.
музея
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
экскурсия П
Правила перехода дорог. Перекрестки.
экскурсия П
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. практика П
Обязанности пассажира.
Какими бывают чрезвычайные ситуации.
посещение П
библиотек
и
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
практика П
Наводнения, причины наводнений.
практика П
Мероприятия по защите от наводнения.
практика П
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал практика П
«Внимание всем!»
Технологические катастрофы.
беседа
Т
Чрезвычайные ситуации военного времени.
беседа
Т
Итоговое занятие.
конкурс П

№ урока

1
2
3
4
5
6

Декабрь
Январь
Февраль

Источники опасности в природе. Повторение.
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее
движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка.
Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства.
Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги,
тормозной путь автомобиля.

8
9
10
11
12
13

Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
Безопасность пассажиров.
Обязанности пассажиров.
Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.
Поведение при угрозе и во время аварии.
Пожар в общественных местах. Причины пожаров.

14

Правила поведения при возникновении пожара в общественных
местах.

15
16

Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила
поведения.

17
18

25

Лифт – наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.
Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими
приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми
приборами и печным отоплением.
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры от воров и грабителей.
Опасные незнакомцы.
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами.
Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом.

26

Первая помощь при отравлении угарным газом.

27

Стихийные бедствия.

19
20
21
22
23
24

Апрел
ь

Март

Тема урока

7

Ноябр
ь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

3 год
Форма
проведения
викторина П
экскурсия П
практика П
практика П
экскурсия П
встреча сП
сотруд.
ГИБДД
встреча сП
сотруд.
ГИБДД
практика П
практика П
практика П
видео
П
практика П
встреча с Т
сотруд.
МЧС
встреча сП
сотруд.
МЧС
практика П
встреча сП
сотруд.
ГИБДД
экскурсия П
беседа
Т
практика П
практика П
практика П
практика П
практика П
беседа
Т
встреча с Т
сотруд.
МЧС
встреча сП
врачом
посещение Т
библиотек
и

Тайфуны, ураганы, смерчи.
Смерчи, снегопады, метели, наводнения.
Мероприятия по защите от стихийных бедствий.
Лесные пожары.

32
33
34

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Речевая информация о чрезвычайных ситуациях.
Итоговое занятие.

№ урока

Май

28
29
30
31

Тема урока

видео
П
видео
П
практика П
встреча сП
сотруд.
МЧС
практика П
практика П
викторина П

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь Месяц

4 год

1
2
3
4
5

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Повторение.
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него.
Основы здорового образа жизни и безопасность человека.
Режим дня.
Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

6
7
8
9
10

Инфекционные болезни.
Пути передачи инфекционных заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Курение и его влияние на состояние здоровья.
Алкоголь и его влияние на умственную и
работоспособность человека.
Профилактика вредных привычек.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее
вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь.
Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо,
нос, Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Практическое занятие.
Правила обработки ран. Перевязка ран. Практическое занятие.

11
12

Январь

Декабрь

13
14
15
16
17
18
19
20
21

Февраль

Форма
проведения

22

викторина П
беседа
Т
практика П
практика П
встреча сТ
врачом
беседа
Т
практика П
практика П
беседа
Т
физическую беседа
Т
практика П
беседа
Т
встреча сП
врачом
беседа
Т
встреча с П
врачом
практика П
практика П
практика П

посещение П
медпункта
обморожениях. практика П

Оказание первой помощи при ожогах и
Практическое занятие.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. практика П
Практическое занятие.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного встреча с П
аппарата.
врачом

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных
ситуаций в быту.
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка.
Соблюдение правил движения велосипедистами.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Железнодорожный транспорт, его особенности.
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по
компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Костер. Меры
пожарной безопасности при разведении костра.

практика

П

практика
экскурсия
практика
экскурсия
экскурсия
экскурсия

П
П
П
П
П
П

32
33

встреча с Т
сотруд.
МЧС
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, практика П
катания на лодке.
Способы и средства спасения утопающих.
видео
П
Основные спасательные средства.
видео
П

34

Итоговое занятие.

викторина П

Апрель

Март

23
24
25
26
27
28
29
30

Май

31

Материально-технического обеспечения программы
№
1
2

3

4

5
6
7
8

9

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.
А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—
2 кл. / Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. —
2-е
изд. —
М.: Просвещение
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—
2 кл.
В 2 ч.
Ч. 1. /
Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. —
М.: Просвещение
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—
2 кл.
В 2 ч.
Ч. 2 / Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. —
М.: Просвещение
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—
4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для
3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для
4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный
материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для
школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт
Топоров И. К.
Методика
преподавания
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
в
общеобразоват.
учреждениях:
кн.
для
учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».