МОУО МО Красноуфимский округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол №1 от 29.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Чистописание» для обучающихся 1 классов пгт. Натальинск 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №01-10/147 от 31.08.2023г. Пояснительная записка Программа курса «Чистописание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Чистописание (Каллиграфия) – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. Основной и ведущей целью программы курса внеурочной деятельности «Чистописание» является коррекционная направленность развития личности ребенка, формирование у него различных способов деятельности. Задачи: • Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. • Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки. • Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа. • Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. • Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. • Формировать внимание и контроль за собственными действиями. • Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. • Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие мелкой моторики рук Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 1 класса, расчитан на 1 год, по 1 часу в неделю. Планируемые результаты освоения курса: Личностные Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотическоговоспитания: • становлениеценностногоотношенияк своей Родине —России; • осознаниесвоейэтнокультурнойи российскойгражданскойидентичности; • сопричастность к прошлому, настоящемуи будущемусвоей страны родногокрая; • уважениек своемуи другимнародам; • первоначальныепредставленияо человекекакчленеобщества, о правахи ответственности, уважениии достоинствечеловека, о нравственноэтическихнормахповеденияи правилахмежличностныхотношений. 2. Духовно-нравственноговоспитания: • признаниеиндивидуальностикаждогочеловека; • проявлениесопереживания, уваженияи доброжелательности; • неприятиелюбыхформповедения, направленныхна причинениефизическогои моральноговредадругимлюдям. 3. Эстетическоговоспитания: • уважительноеотношениеи интереск художественнойкультуре, восприимчивостьк разнымвидамискусства, традициями творчествусвоегои другихнародов; • стремление к самовыражению вразных видах художественной деятельности. 4.Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); • бережное отношение к физическому ипсихическому здоровью. 5. Трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия вразличных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: • бережное отношение к природе; • неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1. Базовые логические действия: • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи наоснове предложенного алгоритма; • устанавливать причинно – следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 2. Базовые исследовательские действия: • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое, причина —следствие); •формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3. Работа с информацией: • выбирать источник получения информации; • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; •распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1. Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументировано высказывать свое мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • готовить небольшие публичные выступления; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 2. Совместная деятельность: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1. Самоорганизация: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. 2. Самоконтроль: • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные: анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий; моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков; осознавать смысл написанного; контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Штрихуем, пишем основные элементы букв Знакомство с основным алгоритмом штриховки. Штриховка "Утки", "Солнце". Штриховка наклонными линиями "Домик", "Ель". Штриховка вертикальными линиями "Клоун", "Слон". Штриховка слева-направо "Пирамидки","Снеговик". Обводка контура предметов и их штриховка. Штриховка предметов элементами крючка с секретом. Штриховка предметов элементами букв с «качалочкой» и «клюшкой». Штриховка предметов элементами букв полуовалами и овалами. Письмо элементов букв в тетради по образцам учителя. Пишем буквы и их соединения Письмо всех прописных и строчных букв русского алфавита. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. Практические занятия по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Пишем слова и предложения с изученными буквами Упражнения в каллиграфическом написании слов (списывание). Упражнения в каллиграфическом написании слов (письмо под диктовку). Списывание с печатного текста с соблюдением всех правил каллиграфии. Письмо под диктовку с соблюдением всех правил каллиграфии. Работа над наиболее трудными элементами написания букв, соединений. Конкурс «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф». Внеклассное мероприятие «Красота человека – в красоте его письма» Формы обучения – уроки-беседы, практические занятия, викторины, конкурсы, дидактические игры, групповые, работа в парах, индивидуальная работа, творческие работы. № Кол-во п/п Тема часов Штрихуем, пишем основные элементы букв 7ч Основные виды деятельности 1 Знакомство с основным алгоритмом штриховки. Штриховка "Утки", "Солнце" 1 Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики). Пальчиковая гимнастика 2 Штриховка наклонными линиями "Домик", "Ель" 1 Развития точности движения Штриховка наклонными линиями. Пальчиковая гимнастика 3 Штриховка вертикальными линиями "Клоун", "Слон" 1 Развитие точности движения. Штриховка вертикальными линиями. Пальчиковая гимнастика 4 Штриховка слева-направо "Пирамидки","Снеговик" 1 Знакомство с разлиновкой тетради. Штриховка слеванаправо. Пальчиковая гимнастика 5 Штриховка предметов элементами букв с «качалочкой» и «клюшкой» 1 Штриховка шаблонов разученными элементами букв. Конструирование из проволоки, пластилина, ниток, палочек. 6 Штриховка предметов элементами букв полуовалами и овалами. 1 Штриховка шаблонов разученными элементами букв. Письмо элементов букв в тетради по образцам учителя. 1 7 Пишем буквы и их соединения 8 Письмо букв Аа. Оо. Конструирование из проволоки, пластилина, ниток, палочек. Соблюдение правила посадки при письме, контроль положения ручки в руке, планирование движения руки при письме и сознательное написание элементов. Оценивание результатов своей деятельности 21 ч 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. 9 Письмо букв Ии, й. Уу. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 10 Письмо букв ь. ы 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 11 Письмо букв Кк Рр. Сс. Ээ. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 12 Письмо букв Нн. Тт. Лл. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 13 Письмо букв Вв. Пп. Гг. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 14 Написание соединений ам, ма,ом, мо, мл. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 15 Написание соединений ём, лё, вё, сё, мё, тё. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 16 Письмо букв Жж Дд. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 17 Сочетания ЖИ, ШИ. 18 Иж, уж. Хх. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 19 Письмо букв Яя. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 20 Письмо букв Хх. Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. 21 Написание соединений ял, ля, ям, мя, тя, вя. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 22 Написание соединений ух, ох, юл, юб. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. 23 Письмо букв Шш. Чч. Щщ. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 24 Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ – ЩУ. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 25 Письмо букв Цц. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. 26 Письмо букв Фф. 1 Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. 27 Алфавит 1 Заучивание алфавита. Работа по совершенствованию написания изученных букв, устранению недочетов графического характера. 28 Упражнения в каллиграфическом написании слов (списывание). 1 Закрепление навыка начертания букв, способов соединений их в словах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. 29 Пишем слова и предложения с изученными буквами 5ч Списывание с печатного текста с соблюдением 1 Отработка каллиграфических навыков. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов всех правил каллиграфии. графического характера. 30 Письмо под диктовку с соблюдением всех правил каллиграфии. 1 Отработка каллиграфических навыков. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. 31 Конкурс «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф» 1 Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. 32 Работа над наиболее трудными элементами написания букв, соединений. 1 Отработка каллиграфических навыков. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. 33 Итоговое занятие «Красота человека – в красоте его письма» 1 Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. Оценочные материалы: списывание с печатного и письменного текста; письмо по памяти; письмо под диктовку учителя; анализ устной и письменной речи на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделирование их с помощью соответствующих символов, участие в конкурсе «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф»