МОУО МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от 29.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО
методическим
советом
Протокол №1
от 29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Чистописание»
для обучающихся 1 классов
пгт. Натальинск
2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора
№01-10/147 от
31.08.2023г.
Пояснительная записка
Программа курса «Чистописание» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта.
Чистописание (Каллиграфия) – это искусство писать чётким красивым почерком.
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в
том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии
начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Основной и ведущей целью программы курса внеурочной деятельности
«Чистописание» является коррекционная направленность развития личности ребенка,
формирование у него различных способов деятельности.
Задачи:
•
Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц,
составляющих кисть руки.
•
Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
•
Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не
поворачиванием листа.
•
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
•
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
•
Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
•
Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе
выделения его элементов.
•
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие мелкой
моторики рук
Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для
обучающихся 1 класса, расчитан на 1 год, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные
Готовность
обучающихся
руководствоваться
ценностями
и
приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотическоговоспитания:
•
становлениеценностногоотношенияк своей Родине —России;
•
осознаниесвоейэтнокультурнойи российскойгражданскойидентичности;
•
сопричастность к прошлому, настоящемуи будущемусвоей страны родногокрая;
•
уважениек своемуи другимнародам;
•
первоначальныепредставленияо
человекекакчленеобщества,
о
правахи
ответственности,
уважениии
достоинствечеловека,
о
нравственноэтическихнормахповеденияи правилахмежличностныхотношений.
2. Духовно-нравственноговоспитания:
•
признаниеиндивидуальностикаждогочеловека;
•
проявлениесопереживания, уваженияи доброжелательности;
•
неприятиелюбыхформповедения,
направленныхна
причинениефизическогои
моральноговредадругимлюдям.
3. Эстетическоговоспитания:
•
уважительноеотношениеи интереск художественнойкультуре, восприимчивостьк
разнымвидамискусства, традициями творчествусвоегои другихнародов;
•
стремление к самовыражению вразных видах художественной деятельности.
4.Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
•
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
•
бережное отношение к физическому ипсихическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
•
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия вразличных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
•
бережное отношение к природе;
•
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
•
первоначальные представления о научной картине мира;
•
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1. Базовые логические действия:
•
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
•
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
•
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
•
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
•
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
наоснове предложенного алгоритма;
•
устанавливать причинно – следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2. Базовые исследовательские действия:
•
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
•
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
•
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
•
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое,
причина —следствие);
•формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
•
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
3. Работа с информацией:
•
выбирать источник получения информации;
•
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
•распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
•
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
•
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
•
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1. Общение:
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
•
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
•
признавать возможность существования разных точек зрения;
•
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
•
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
•
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
•
готовить небольшие публичные выступления;
•
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
2. Совместная деятельность:
•
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной(типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•
ответственно выполнять свою часть работы;
•
оценивать свой вклад в общий результат;
•
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1. Самоорганизация:
•
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
•
выстраивать последовательность выбранных действий.
2. Самоконтроль:
•
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
•
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала
движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным
ориентирам.
Составлять
алгоритм
предстоящих
действий.
Объяснять
последовательность своих действий;
моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы
и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых
элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков;
осознавать смысл написанного;
контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом.
Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в
обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное
написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание
букв).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Штрихуем, пишем основные элементы букв
Знакомство с основным алгоритмом штриховки. Штриховка "Утки", "Солнце".
Штриховка наклонными линиями "Домик", "Ель". Штриховка вертикальными линиями
"Клоун", "Слон". Штриховка слева-направо "Пирамидки","Снеговик". Обводка контура
предметов и их штриховка. Штриховка предметов элементами крючка с секретом.
Штриховка предметов элементами букв с «качалочкой» и «клюшкой». Штриховка
предметов элементами букв полуовалами и овалами. Письмо элементов букв в тетради по
образцам учителя.
Пишем буквы и их соединения
Письмо всех прописных и строчных букв русского алфавита. Поиск буквы в ряду других
букв, сравнение. Практические занятия по каллиграфии с элементами игр, отработка
написания букв, элементов, соединений букв.
Пишем слова и предложения с изученными буквами
Упражнения в каллиграфическом написании слов (списывание). Упражнения в
каллиграфическом написании слов (письмо под диктовку). Списывание с печатного текста
с соблюдением всех правил каллиграфии. Письмо под диктовку с соблюдением всех
правил каллиграфии. Работа над наиболее трудными элементами написания букв,
соединений. Конкурс «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф». Внеклассное
мероприятие «Красота человека – в красоте его письма»
Формы обучения – уроки-беседы, практические занятия, викторины, конкурсы,
дидактические игры, групповые, работа в парах, индивидуальная работа, творческие
работы.
№
Кол-во
п/п
Тема
часов
Штрихуем, пишем основные элементы букв
7ч
Основные виды деятельности
1
Знакомство с основным алгоритмом штриховки.
Штриховка "Утки", "Солнце"
1
Диагностика определения уровня развития ручной умелости
(мелкой моторики). Пальчиковая гимнастика
2
Штриховка наклонными линиями "Домик", "Ель"
1
Развития точности движения Штриховка наклонными
линиями. Пальчиковая гимнастика
3
Штриховка вертикальными линиями "Клоун",
"Слон"
1
Развитие точности движения. Штриховка вертикальными
линиями. Пальчиковая гимнастика
4
Штриховка слева-направо
"Пирамидки","Снеговик"
1
Знакомство с разлиновкой тетради. Штриховка слеванаправо. Пальчиковая гимнастика
5
Штриховка предметов элементами букв с
«качалочкой» и «клюшкой»
1
Штриховка шаблонов разученными элементами букв.
Конструирование из проволоки, пластилина, ниток, палочек.
6
Штриховка предметов элементами букв
полуовалами и овалами.
1
Штриховка шаблонов разученными элементами букв.
Письмо элементов букв в тетради по образцам
учителя.
1
7
Пишем буквы и их соединения
8
Письмо букв Аа. Оо.
Конструирование из проволоки, пластилина, ниток, палочек.
Соблюдение правила посадки при письме, контроль
положения ручки в руке, планирование движения руки при
письме и сознательное написание элементов. Оценивание
результатов своей деятельности
21 ч
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.
9
Письмо букв Ии, й. Уу.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
10
Письмо букв ь. ы
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
11
Письмо букв Кк Рр. Сс. Ээ.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
12
Письмо букв Нн. Тт. Лл.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
13
Письмо букв Вв. Пп. Гг.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
14
Написание соединений ам, ма,ом, мо, мл.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
15
Написание соединений ём, лё, вё, сё, мё, тё.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
16
Письмо букв Жж Дд.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
17
Сочетания ЖИ, ШИ.
18
Иж, уж. Хх.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
19
Письмо букв Яя.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
20
Письмо букв Хх.
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.
21
Написание соединений ял, ля, ям, мя, тя, вя.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
22
Написание соединений ух, ох, юл, юб.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.
23
Письмо букв Шш. Чч. Щщ.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
24
Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ – ЩУ.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
25
Письмо букв Цц.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
26
Письмо букв Фф.
1
Практическое занятие по каллиграфии с элементами игр,
отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.
27
Алфавит
1
Заучивание алфавита. Работа по совершенствованию
написания изученных букв, устранению недочетов
графического характера.
28
Упражнения в каллиграфическом написании слов
(списывание).
1
Закрепление навыка начертания букв, способов соединений
их в словах. Работа по совершенствованию почерка,
устранению недочетов графического характера.
29
Пишем слова и предложения с изученными
буквами
5ч
Списывание с печатного текста с соблюдением
1
Отработка каллиграфических навыков. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочетов
всех правил каллиграфии.
графического характера.
30
Письмо под диктовку с соблюдением всех правил
каллиграфии.
1
Отработка каллиграфических навыков. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочетов
графического характера.
31
Конкурс «Мисс Каллиграфия» и «Мистер
Каллиграф»
1
Работа по совершенствованию почерка, устранению
недочетов графического характера.
32
Работа над наиболее трудными элементами
написания букв, соединений.
1
Отработка каллиграфических навыков. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочетов
графического характера.
33
Итоговое занятие «Красота человека – в красоте
его письма»
1
Работа по совершенствованию почерка, устранению
недочетов графического характера.
Оценочные материалы: списывание с печатного и письменного текста; письмо по
памяти; письмо под диктовку учителя; анализ устной и письменной речи на основе
образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово,
предложение, текст) и моделирование их с помощью соответствующих символов,
участие в конкурсе «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф»