одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). 2.4. Темы проектов могут предлагаться как педагогами, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем проекта. 2.5. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, отчетные материалы по социальному проекту и другие); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. 2.6. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной (элементарной форме), которая с учетом возможностей ребенка определяется руководителем проекта. 2.7. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает их участие в групповых проектах. 2.8. Индивидуальные и групповые проекты выполняются обучающимися самостоятельно под руководством учителя. 2.9. Руководители, а также темы проектов назначаются приказом директора. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, другой педагогический работник школы. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта учащимся и ходе работы над ним. 2.10. Руководители: формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для выполнения обучающимися; организуют очно и (или) дистанционно индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. 2.12. Обучающиеся самостоятельно при поддержке руководителя проекта определяют цель (продукт) проекта, его особенности, согласуют с руководителем проекта план-график выполнения проекта. 2.13. Выполнение и защита проекта может учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП (АООП) и локальным нормативным актам школы. На усмотрение учителя, обучающемуся может быть поставлена дополнительная текущая отметка по предмету, в рамках которого была выполнена работа. 2.14. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты обучающимися рамках ежегодной школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». 2.15. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся определяется директором. 2.16. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся: проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся, представляемых к защите (участники - руководители проектов); организует и проводит оценивание проектов обучающихся; инициирует выдвижение лучших проектов для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 3. Требования к проекту в форме письменной работы 3.1. Результаты проекта в форме письменной работы оформляются в письменном виде со следующей структурой: титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к настоящему положению); оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 3.2. Введение должно включать в себя: актуальность выбранной темы; описание степени изученности данного вопроса; формулировку поставленной проблемы; определение целей и задач; методы и методики, которые использовались при разработке проекта; гипотезу (при необходимости); описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников; Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». 3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания проекта, в том числе: описание основных рассматриваемых фактов; характеристику методов решения проблемы; описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). 3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта. 3.5. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: законы, постановления правительства; официальные справочники; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; интернет - источники. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). 3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм. Работа нумеруется арабскими цифрами. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы работы (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. 3.7. Общий объем текста работы – не менее 10 машинописных страниц (не считая титульного листа). Для приложений могут быть отведены дополнительные стандартные страницы. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 3.8. Проектная работа, выполненная в школе и представляемая на защиту, должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.). 4. Порядок защиты проекта 4.1. Публичная защита проекта проводится лично автором (авторами) в устной форме в рамках ежегодной школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». 4.2. Даты защиты проектов утверждаются директором не позднее, чем за месяц до дня защиты. 4.3. На публичной защите автору (авторам) обеспечивается возможность: представить результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации; публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися, педагогами, родителями, специалистами-экспертами, организациями-партнерами; членов получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности от педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и других, при наличии данных экспертов). 4.4. Руководитель проекта заранее знакомит обучающихся с регламентом проведения защиты проекта, параметрами и критериями оценки – минимум за две недели до публичной защиты. 4.5. На публичной защите проекта речь обучающегося должна включать: актуальность проекта; положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; ресурсы (материальные и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают при массовой реализации данного проекта. 4.6. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы. 4.7. Продолжительность выступления обучающегося не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проекта отвечает на вопросы членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся (не более 5 минут). 5. Оценка проектной работы 5.1. Оценка проектов обучающихся проводится школьной комиссией по рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям: способность сформированность познавательных универсальных учебных действий: к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 5.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложению 2 к настоящему положению. Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся Образец титульного листа проекта обучающегося Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская средняя общеобразовательная школа» (МАОУ «Натальинская СОШ») Индивидуальный (групповой) проект по теме: «Применение робототехники на уроках биологии в качестве опытных моделей живых организмов» Обучающийся: Иванов Иван Иванович Руководитель проекта: Петров Петр Петрович, учитель биологии птг. Натальинск, год Приложение 2 к Положению о проектной деятельности обучающихся Лист оценки индивидуального (группового) проекта ФИО обучающегося (-ихся) _____________________________________________________ Название проекта _____________________________________________________________ Руководитель проекта __________________________________________________________ Критерии Тема проекта Параметры Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающихся Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Разработанность Структура проекта соответствует его теме проекта Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Значимость проекта для обучающегося Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль обучающегося, его склонности и интересы Идея проекта значима для обучающегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта обучающийся демонстрирует свой интерес к результатам проекта, уверенно аргументирует Оценка (от 1 до 5 баллов) самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Оформление текста проектной работы Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в школе требованиями Защита проекта Защита письменной работы сопровождается презентацией, которой достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию Защита проекта в иной форме оригинальна и соответствует сути проекта, раскрывает его тему и значение Обучающийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности Обучающийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности ИТОГО: Максимальный балл 90 Общая оценка проектной деятельности обучающегося Критерий Фактический показатель Сформированность Способность к самостоятельному познавательных приобретению знаний и решению проблем, УУД проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения Поиск и обработка информации Формулировка выводов и (или) обоснование и реализация принятого решения Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других Сформированность Умение раскрыть содержание работы Проставить «V» напротив показателя, который соответствует оценке обучающегося предметных знаний Умение грамотно и обоснованно в и способов соответствии с рассматриваемой проблемой действий или темой использовать имеющиеся знания и способы действий Сформированность Умение самостоятельно планировать и регулятивныхУУД управлять своей познавательной деятельностью во времени Умение использовать ресурсные возможности для достижения целей Умение осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Сформированность Умение ясно изложить и оформить коммуникативных выполненную работу УУД Умение представить результаты работы Умение аргументировано ответить на вопросы «_____»______________20__. Член экспертной комиссии____________(________________________) Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень Повышенный уровень отметка «удовлетворительно» отметка «хорошо» отметка «отлично» 45-59 60-75 76 - 90 Сводный лист оценивания № ФИ п\п обучающегося 1. 2. 3. 1 эксперт 2 эксперт Дата «___»_______________ 20___ г. Члены комиссии: _________________________________ _________________________________ 3 эксперт 4 эксперт 5 эксперт Итого Отметка баллов Приложение 3 к Положению о проектной деятельности обучающихся План-график выполнения индивидуального (группового) проекта обучающегося ______ класса МАОУ «Натальинская СОШ» ____________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество обучающегося 1. Тема проекта 2. ФИО руководителя проекта, должность_______________________________________________ Виды деятельности Планируемая дата исполнения Фактическая дата исполнения Отметка о выполнении (подпись руководителя) Определение темы, списка необходимой литературы, источников информации. Составление плана работы над проектом, определение цели и задач. Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения. Выбор необходимого инструментария для работы над проектом (материальнотехнические ресурсы). Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство. Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата, продукт) и его редактирование. Формулировка выводов и обобщений. Подготовка к защите проекта. Предзащита. Рекомендации экспертной комиссии. Коррекция Защита проекта 3. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта _____________________________________________________________________________ Дата разработки плана_________________ Руководитель проекта_________________ Дата. Подпись