Положение о психолого-педагогическом консилиуме

УТВЕРЖДАЮ:
Г
Директор
Натальинская СОШ»
I__С. В. Маркова
'dtvAbpA
2024г.
Положение
рассмотрено и одобрено
на педагогическом
совете
протокол № 2 от «25» сентября 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
1. Общие положения

1.1 Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее - Положение)
разработано на основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации». Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об
образовании в Российской Федерации», Устава МАОУ «Натальинская СОШ».
1.2 Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм
взаимодействия руководящих и педагогических работников МАОУ «Натальинская СОШ»,
(далее -организация), с целью создания оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического
сопровождения.
1.3. Задачами ППк являются:
1.3.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.3.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
1.3.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и
оказания им психолого-педагогическо я помогай, создания специальных условий получения
образования;
1.3.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2. Организация деятельности ПНк
2.1. ППк создается приказом руководителя Организации.
Для организации деятельности ППк в Организации оформляет приказ руководителя
Организации о создании ППк с утверждением его состава.
2.2. В ППк ведется документация согласно приложению № 1 к данному Положению.
Порядок хранения и срок хранения документов ППк:
- ответственность за хранение документов (заключений, протоколов, личных карт
развития и т.д.) в течение года несет председатель ППк. За хранение документов,
переданных в архив Организации, несет директор Организации;
- документы ППк хранятся в течение всего обучения ребенка и в течение 10 лет
после окончания им образовательной организации в архиве школы;

- документы находятся в кабинете председателя ППк, выдача индивидуальных карт
и других документов производится руководителем ППк под подпись;
- по истечении срока хранения документы подлежат уничтожению.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя
Организации.
2.4. Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации,
заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости),
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь
ППк (определенный из числа членов ППк).
Председатель ППк:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью ППк;
- обеспечивает систематичность заседаний ППк;
- организует контроль за выполнением рекомендаций ТПМПК и ППк.
Секретарь ППк:
- формирует состав членов ППк для очередного заседания, состав обучающихся и
родителей (законных представителей) несовершеннолетних, приглашаемых на заседание;
ведет Журнал записи обучающихся на ППк (Приложение № 4);
- информирует родителей (законных представителей) несовершеннолетних и специалистов
ППк об очередном заседании и организует подготовку и проведение заседания ППк;
- координирует взаимодействие ППк с территориальной ПМПК и другими организациями
(при необходимости).
Специалист-куратор (педагогический работник (воспитатель, тьютор,
учитель-предметник, классный руководитель и др.):
- выявляет трудности, которые испытывает обучающийся в различных педагогических
ситуациях, в том числе, в общении со сверстниками;
- предоставляет педагогическую характеристику на обучающегося, опираясь на результаты
собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
- предоставляет информацию об индивидуальных потребностях обучающегося в
организации режимных моментов образовательного процесса, общения;
- формулирует педагогические выводы и рекомендации по дальнейшим мерам
педагогического воздействия, организации образовательного процесса и адаптации и
отражает их в характеристике;
- анализирует динамику развития обучающегося и усвоение им основной образовательной
программы, в том числе адаптированной;
- представляет пакет документов на обучающегося к заседанию ППк;
- инициирует повторные заседания ППк (при необходимости).
2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения
заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося
и
рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении (приложение № 3). Заключение подписывается
всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с
соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации
психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с

2

коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по
ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую
комиссию (далее - ПМПК)1 оформляется Представление ППк на обучающегося
(приложение № 4).
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации
на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается
в графике проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но
не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения
(при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной
(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых
обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и
руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других
случаях.
3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень
социализации и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер
которой определяется Организацией самостоятельно.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из
задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого обучающегося.
-------------------------------1
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
4.2.

Обследование обучающегося специалистами

ППк осуществляется

по

3

инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации
(приложение № 6) с письменного согласия родителей (законных представителей)
(приложение № 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и
проведение заседания ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель,
воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на
ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего
обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу,
тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том
числе на период адаптации обучающегося в Организации / учебную четверть, полугодие,
учебный год / на постоянной основе.
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения,
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному
плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации2 могут включать в том числе:
-------------------------------2
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", статья 42.

4

проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).

5

Приложение №1
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
N

Дата

Тематика заседания <*>

Вид консилиума
(плановый/внеплановый)

-------------------------------<*> - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению
обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного
обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования;
обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с
обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление
обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных
маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза
адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ
результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты
тематик.
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума по форме:
№ ФИО обучающегося,
Дата
Инициатор
п/п
класс/группа
рождения обращения

Повод
обра-щения в
ППк

Коллегиальное Результат
заключение обращения

6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования,
характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное
заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных
представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка,
вносятся
данные
об
обучении
ребенка
в
классе/группе,
данные
по
коррекционной-развивающей
работе,
проводимой
специалистами
психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя
консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам,
работающим с обучающимся).
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:

6

№
ФИО
Дата
Цель
Причина
п/п обучающегос рождения направления направления
я,
класс/группа

Отметка о получении
направления родителями

Получено: далее перечень
документов,
переданных
родителям
(законным
представителям)
Я, ФИО родителя (законного
представителя)
пакет
документов получил(а).
"__" ____________ 20__ г.
Подпись:
Расшифровка:
_________________
9. Журнал записи обучающихся на ППк по форме:
№
п/п

Дата,
время

ФИО
ребенка
(класс)

Дата
рождения

Инициатор
обращения

Причина
обращения

Дата (даты)
консультирования
специалистами

Плановое или
внеплановое
заседание

10. Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка по форме:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Натальинская
средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Адрес (по прописке):
(фактический):
Контактные данные ребенка:
телефон
электронная почта (при наличии)
Прибыл –
Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения)
Период обучения по АООП

7

Класс

Учебный год

II. Социальная карта семьи
1.Сведения о родителях (законных представителях)
Мать /законный представитель: ФИО
Образование
Дата рождения
Место работы
Номер телефона
Отец/законный представитель: ФИО
Образование
Дата рождения
Место работы
Номер телефона
2.Сведения о членах семьи, проживающих совместно, их занятость
№
ФИО
Степень родства Занятость

Примечание

3.Члены семьи, не проживающие с ребенком (принимающие активное участие в его жизни)
№
ФИО
Степень родства Занятость
Примечание

4.Социальный статус семьи
-Неполная семья: потеря родителя, мать-одиночка, родители в разводе, новый брак
-Ребенок-инвалид/ ОВЗ
-Опекаемый/сирота
-Ребенок и родители «группы риска»
-Ребенок безработных родителей (М, О)
-Ребенок из полной семьи
-Ребенок, проживающий у родственников без оформления опеки

8

-Ребенок из малообеспеченной семьи
-Ребенок и/или семья, состоящие на учете (ВШУ, ТКДН, ПДН)
-Ребенок из многодетной семьи (количество детей)
-Ребенок из других населенных пунктов
5.Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна –
С кем ребенок проживает –
Социально-бытовые условия жизни ребенка (жилищные условия (дом/квартира в
собственности, съемное жилье и др), отдельная комната, уголок в общей комнате, свой
письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
III. Заключение ПМПк (копия)
IV. Программа комплексного сопровождения
_____________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: обеспечить диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося.
Задачи: - оказание помощи в преодолении трудностей в обучении;
- исполнение рекомендации ПМПК;
- оказание помощи в развитии и становлении личности (социализация).
План мероприятий по сопровождению
Участник сопровождения*:
сопроводительные
мероприятия

Сроки
реализации

Учитель-логопед

в течение года

Педагог-психолог

в течение года

Социальный педагог

в течение года

Учитель-дефектолог

в течение года

Классный руководитель

в течение года

Периодичность
(общее количество,
частота и
длительность
занятий)

Отметка о
выполнении

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный
педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

9

V. Индивидуально-психологические особенности
_______________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Задачи сопровождения: ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
В таблице нужное отметить галочкой или любым другим значком, либо подчеркнуть;
недостающее дописать.
Результаты входящей диагностики
(начало учебного года – дата)

Результаты
итоговой диагностики (окончание
учебного года – дата)

 Самостоятельно
выступает
зачинателем нового дела
 Редко сам начинает какое-либо
новое дело
 Никогда не выступает начинателем
нового дела

 Самостоятельно
выступает
зачинателем нового дела
 Редко сам начинает какое-либо
новое дело
 Никогда не выступает начинателем
нового дела

Занимаемая позиция в классе, группе:
Лидер
Принимаемый
Предпочитаемый
Изолированный
Отверженный
Предпочитаемый круг общения:
 Сверстники
 Ребята младше по возрасту
 Ребята старше по возрасту
 Семья
Авторитетные
взрослые:
________________________________
Приблизительное
количество
друзей_________
Дружит с _______________________
______________________________

Занимаемая позиция в классе, группе:
Лидер
Принимаемый
Предпочитаемый
Изолированный
Отверженный
Предпочитаемый круг общения:
 Сверстники
 Ребята младше по возрасту
 Ребята старше по возрасту
 Семья
Авторитетные
взрослые:
________________________________
Приблизительное
количество
друзей_________
Дружит с _______________________
______________________________

 Легко и охотно вступает в контакт
(всегда, как правило, время от времени,
в зависимости от настроения)
 Контактирует
только
при
необходимости
 Замкнут, необщителен, не идет на
контакт
Дистанцию в общении:
 Соблюдает
 Чувство дистанции снижено
 Не соблюдает

 Легко и охотно вступает в контакт
(всегда, как правило, время от времени,
в зависимости от настроения)
 Контактирует
только
при
необходимости
 Замкнут, необщителен, не идет на
контакт
Дистанцию в общении:
 Соблюдает
 Чувство дистанции снижено
 Не соблюдает

 Высокий
уровень
школьной
мотивации,
учебной
активности
По результатам наблюдений,
 Хорошая школьная мотивация
анкеты Лускановой,
методики «Беседа о школе»  Положительное отношение к
школе, но школа привлекает больше
Нежновой
внеучебными сторонами
 Низкая школьная мотивация

 Высокий
уровень
школьной
мотивации, учебной активности
 Хорошая школьная мотивация
 Положительное отношение к
школе, но школа привлекает больше
внеучебными сторонами
 Низкая школьная мотивация

Особенности

Инициативность
О
(по
ведущей
деятельности)
Б
По Щ
результатам
наблюдений
Е
Н
И
Круг
Е общения,
коммуникативные
качества
По результатам
социометрии,
наблюдений, бесед

Контактность (как
коммуникативное
качество)
По результатам
наблюдений, бесед

МОТИВАЦИЯ













10

ПОВЕДЕНИЕ
(проявления)

 Негативное отношение к школе,

 Негативное отношение к школе,

школьная дезадаптация

школьная дезадаптация

 Отклоняющееся от нормы (в чем  Отклоняющееся от нормы (в чем

проявляется)________
По результатам наблюдений  Не отклоняется от нормы

С
Тревожность
По результатам
О
наблюдений,
теста
С
тревожности Р. Теммл,
Т
М. Дорки, В. Амен
О
Агрессивность
Я
По результатам
Н
наблюдений,
И проективных методик
Я
«Несуществующее
животное», «Рука»,
опросника для
родителей М.Алворд,
П. Бейкер, опросника
для педагогов
Г.Лаврентьева, Т.
Титоренко

Возбудимость
По результатам
наблюдений, теста
Люшера

проявляется)________
 Не отклоняется от нормы

 Личностная В С Н
 Школьная В С Н
 Реактивная В С Н
 Ситуативная В С Н

 Личностная В С Н
 Школьная В С Н
 Реактивная В С Н
 Ситуативная В С Н

 Признаки
агрессивности
ярко
проявляются в поведении ребенка
 Признаки
агрессивности
присутствуют в поведении ребенка
 Признаки
агрессивности
в
поведении ребенка не проявляются
 Агрессивность проявляется по
отношению к ____________
 Преобладает
вербальная/невербальная/ физическая /
скрытая/явная агрессия
 Агрессивность носит ситуативный
характер/проявляется как устойчивая
черта характера

 Признаки
агрессивности
ярко
проявляются в поведении ребенка
 Признаки
агрессивности
присутствуют в поведении ребенка
 Признаки
агрессивности
в
поведении ребенка не проявляются
 Агрессивность проявляется по
отношению к ____________
 Преобладает
вербальная/невербальная/ физическая /
скрытая/явная агрессия
 Агрессивность носит ситуативный
характер/проявляется как устойчивая
черта характера

 Всегда спокоен, не бывает сильных
эмоциональных вспышек
 Обычно спокоен, эмоциональные
вспышки очень редки
 Эмоционально уравновешен
 Повышенная
эмоциональная
возбудимость, склонен к бурным
эмоциональным проявлениям
 Проявляется в виде аффектов
 Проявляется во время _______

 Всегда спокоен, не бывает сильных
эмоциональных вспышек
 Обычно спокоен, эмоциональные
вспышки очень редки
 Эмоционально уравновешен
 Повышенная
эмоциональная
возбудимость, склонен к бурным
эмоциональным проявлениям
 Проявляется в виде аффектов
 Проявляется во время _______

 низкая самооценка;
Самооценка и
уровень притязаний  адекватная самооценка;

 завышенная самооценка
По результатам
наблюдений, методики  низкий уровень притязаний
«Лесенка»
 высокий уровень притязаний
 средний уровень притязаний

 низкая самооценка;
 адекватная самооценка;
 завышенная самооценка
 низкий уровень притязаний
 высокий уровень притязаний
 средний уровень притязаний

 Полная адаптация
 Частичная адаптация, угроза
дезадаптации
 Дезадаптация

 Полная адаптация
 Частичная адаптация, угроза
дезадаптации
 Дезадаптация

АДАПТАЦИЯ

Выводы по итогам входящей диагностики: общие выводы по каждому показателю
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________

11

Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается
отрицательная динамика по показателям:____________________________

положительная /

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________

VI. Познавательные процессы
________________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Задачи сопровождения: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В таблице нужное отметить галочкой или любым другим значком, либо подчеркнуть;
недостающее дописать.
Особенности
В
О
С
П
Р
И
Я
Т
И
Е

Пространственное
По результатам методик
«кубики Кооса», «Разрезные
картинки», «Графический
диктант»,

Времени
По результатам методик

Зрительное
По результатам методик
«Зашумлённые
изображения»,
«Наложенные изображения»

Результаты входящей диагностики Результаты итоговой диагностики
(начало учебного года – дата)
(окончание учебного года – дата)
 Право-лево не дифференцирует
 Право-лево дифференцирует
Фигуру (картинку) из___ частей
«___________________»:
 складывает самостоятельно
 с ____________ помощью
 с опорой на образец

 Право-лево не дифференцирует
 Право-лево дифференцирует
Фигуру (картинку) из___ частей
«___________________»:
 складывает самостоятельно
 с ____________ помощью
 с опорой на образец

Времена года:
 знает
 не знает
 путает
их последовательность:
 устанавливает
 не устанавливает
 устанавливает неверно
Месяцы, их сезонную отнесённость:
 Знает
 не знает
 путает
Дни недели:
 знает
 не знает
 путает
Время по часам _____________

Времена года:
 знает
 не знает
 путает
их последовательность:
 устанавливает
 не устанавливает
 устанавливает неверно
Месяцы, их сезонную отнесённость:
 Знает
 не знает
 путает
Дни недели:
 знает
 не знает
 путает
Время по часам _____________

Цвета спектра:
 знает
 не знает
 путает
Геометрические фигуры:
 называет
 не называет
 называет неверно
Перечёркнутые, наложенные
изображения:
 узнаёт ___из____
 не узнаёт

Цвета спектра:
 знает
 не знает
 путает
Геометрические фигуры:
 называет
 не называет
 называет неверно
Перечёркнутые, наложенные изображения:
 узнаёт ___из____
 не узнаёт

12

В
Н
И
М
А
Н
И
Е

Слуховое

Сложную инструкцию:
 воспринимает
 не воспринимает
 Постоянно / иногда / требуется
упрощение / дробление / повторение
инструкции

Сложную инструкцию:
 воспринимает
 не воспринимает
 Постоянно / иногда / требуется
упрощение / дробление / повторение
инструкции

Устойчивость

Воспроизводит ряд из ___ чисел в
прямом порядке, из ___ чисел в
обратном порядке
В корректурной пробе допускает
 Большое количество ошибок
 Небольшое количество ошибок
 Единичные ошибки
 Не допускает ошибок
Внимание _______________

Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом
порядке, из ___ чисел в обратном порядке
В корректурной пробе допускает
 Большое количество ошибок
 Небольшое количество ошибок
 Единичные ошибки
 Не допускает ошибок
Внимание _______________

Продолжительность внимания
___________________________

Продолжительность внимания
___________________________

По результатам методик
«Корректурная проба»,
«таблицы Шульте»,
«Воспроизведение ряда
чисел», «Тулуз-Пьерона»

Продолжительность
По результатам методик

Переключаемость
По результатам методик

Распределение
По результатам методик

П
А
М
Я
Т
Ь

Зрительная

 Требуется большое количество
времени для переключения на другую
деятельность
 Требуется время для
переключения
 Быстро переключается на другую
деятельность

 Требуется большое количество
времени для переключения на другую
деятельность
 Требуется время для переключения
 Быстро переключается на другую
деятельность

 Способен распределять внимание
на несколько объектов или видов
деятельности
 Испытывает трудности
распределения внимания
 Не может распределять внимание
на 2 и больше объекта (вида
деятельности)

 Способен распределять внимание на
несколько объектов или видов
деятельности
 Испытывает трудности распределения
внимания
 Не может распределять внимание на 2
и больше объекта (вида деятельности)

Воспроизводит ___ стимулов из ___

Воспроизводит ___ стимулов из ___

Кривая заучивания 10 слов
_________________
Фразу из ___ слов воспроизводит:
 Точно
 С ошибками
 Не может воспроизвести

Кривая заучивания 10 слов
_________________
Фразу из ___ слов воспроизводит:
 Точно
 С ошибками
 Не может воспроизвести

Отсроченно воспроизводит ____ слов
Знакомое стихотворение
 Может сам рассказать точно
 С ошибками
 С помощью
 Не может рассказать (стихов не
знает)

Отсроченно воспроизводит ____ слов
Знакомое стихотворение
 Может сам рассказать точно
 С ошибками
 С помощью
 Не может рассказать (стихов не знает)

 Опосредовано запоминает ___
стимулов
 Для установления связей при
опосредованном запоминании
требуется разъясняющая помощь,
помощь в виде наводящих вопросов

 Опосредовано запоминает ___
стимулов
 Для установления связей при
опосредованном запоминании требуется
разъясняющая помощь, помощь в виде
наводящих вопросов

По результатам методик
«Запоминание фигур
(картинок)» Рыбакова,
Цветковой, Бернштейна

С
л
у
х
о
в
а
я

Кратковременная
По результатам методик
«10 слов» Лурия,
«Воспроизведение
фразы»,

Долговременная
По результатам методик
«10 слов» Лурия,
воспроизведение
знакомого
стихотворения,

Смысловая
По результатам наблюдений,
методик «Опосредованное
запоминание» Леонтьева,
«Пиктограммы», пересказ
прочитанного текста,

13

 Опосредованное запоминание не
осуществляет
Пересказ прочитанного текста
выполняет:
 Самостоятельно, последовательно
 По вопросам
 С пропусками смысловых частей
 С искажением смысла
 Не выполняет

М
Ы
Ш
Л
Е
Н
И
Е

Ф Наглядно-действенн 
О ое

Р

М

Ы
Наглядно-образное 




 Опосредованное запоминание не
осуществляет
Пересказ прочитанного текста выполняет:
 Самостоятельно, последовательно
 По вопросам
 С пропусками смысловых частей
 С искажением смысла
 Не выполняет

Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления






Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления

Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления






Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления

Словесно-логическо  Сформировано
 В основном сформировано
е






Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления

Анализ
Синтез
Обобщение
Сравнение

Классификацию, обобщение, сравнение
предметов, понятий, исключение лишнего
(в вербальном или невербальном
вариантах):
 Производит самостоятельно, с опорой
на существенные признаки
 Производит с ___________ помощью,
опираясь на несущественные признаки
 Производит только в простых
вариантах
 Не производит
В вербальных / невербальных аналогиях:
 Устанавливает смысловые связи,
руководствуясь объективными признаками
 Устанавливает связи с ___________
помощью, наблюдается «сползание» на
ассоциации
 При установлении связей
руководствуется конкретными
ассоциациями
 Причинно-следственные связи
установить не может
Последовательность событий:
 Устанавливает самостоятельно,
скрытый смысл понимает
 Устанавливает с ошибкой (ошибками),
скрытый смысл понимает частично
 Не устанавливает, смысла не понимает




Не сформировано
Преобладающий вид мышления

Классификацию, обобщение,
сравнение предметов, понятий,
исключение лишнего (в вербальном
или невербальном вариантах):
 Производит самостоятельно, с
По результатам методик опорой на существенные признаки
«Последовательность
 Производит с ___________
событий», «исключение помощью, опираясь на
лишнего», «Аналогии
несущественные признаки
(простые, парные,
 Производит только в простых
сложные)», «Сравнение вариантах
предметов и понятий»,  Не производит
«Предметная
В вербальных / невербальных
классификация»,
аналогиях:
 Устанавливает смысловые связи,
руководствуясь объективными
признаками
 Устанавливает связи с
___________ помощью, наблюдается
«сползание» на ассоциации
 При установлении связей
руководствуется конкретными
ассоциациями
 Причинно-следственные связи
установить не может
Последовательность событий:
 Устанавливает самостоятельно,
скрытый смысл понимает
 Устанавливает с ошибкой
(ошибками), скрытый смысл
понимает частично
 Не устанавливает, смысла не
понимает

Выводы по итогам входящей диагностики: общие выводы по каждому показателю________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

14

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________Выводы по итогам проведенной
работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по
показателям:___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________

VII. Речевое развитие
ФИ ребенка
Класс
Учебный год
Цель диагностики:
Входная диагностика:

Итоговая диагностика:

речевого развития
Определить уровень
речевого развития Определить уровень
ребенка младшего школьного возраста на ребенка младшего школьного возраста по
итогам работы
момент начала работы
Задачи диагностики:
Определить
уровень
сформированности
двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить
динамику
развития
уровня
сформированности двигательных функций
артикуляционного аппарата

Определить
уровень
сформированности
двигательных функций мелкой моторики пальцев
рук

Определить
динамику
двигательных функций
пальцев рук

Определить
уровень
звукопроизношения

сформированности

Определить
динамику
развития
уровня
сформированности звукопроизношения

Определить
уровень
фонематических процессов

сформированности

Определить
динамику
развития
фонематических процессов

уровня

Определить уровень сформированности звукового
анализа

Определить
динамику
звукового анализа

развития

уровня

Определить уровень сформированности словарного
запаса

Определить
динамику
словарного запаса

развития

уровня

Определить
уровень
грамматического строя

Определить
динамику
грамматического строя

развития

уровня

сформированности

развития
уровня
мелкой моторики

Определить уровень сформированности связной
речи

Определить динамику развития уровня связной
речи

Определить

Определить

уровень

сформированности

динамику

развития

уровня

15

пространственной ориентировки

сформированности
ориентировки

Результаты входящей
диагностики (начало учебного
года – дата)

Предъявляемые задания

пространственной

Результаты
итоговой диагностики
(окончание учебного года – дата)

Двигательные функции артикуляционного аппарата
Уровень сформированности
двигательных функций
Заключение
Мелкая моторика пальцев рук
Уровень сформированности мелкой
моторики пальцев рук
Заключение
Звукопроизношение
Уровень сформированности
звукопроизношения
Заключение
Фонематический слух и восприятие
Уровень сформированности
фонематических процессов
Заключение
Словарный запас
Уровень сформированности
словарного запаса
Заключение
Грамматический строй речи

Уровень сформированности
грамматического строя речи
Заключение
Связная речь
Уровень сформированности связной
речи
Заключение

16

Пространственная ориентировка
Уровень сформированности
пространственной ориентировки
заключение
Анализ речевого развития ребенка
По результатам входной диагностики

Речевое заключение

По результатам итоговой диагностики

______________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Выводы. Выявленные проблемы. Пути их решения
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VIII. Информация классного руководителя
ФИ ребенка
Класс
Учебный год
Участие во внеурочной деятельности

Мероприятия

Название, роль

Достижения

Секции
Кружки
Проектная деятельность
Профессиональное
ориентирование
Конкурсы
Олимпиады
Внеурочные мероприятия
(посещение музеев, театров,

17

концертов и др.)
Поручения в классе
Характеристика ребенка
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Выводы. Выявленные проблемы. Пути решения
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_________________________

IX. Успеваемость, посещаемость (по четвертям)
X. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,
оценка эффективности проделанной работы за учебный год

Дата итогового консилиума ________________________________________________________

Результаты
сопровождения
_________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Решение.
Рекомендации
__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

18

Куратор сопровождения (подпись)
Педагог-психолог

_________________/________/

Учитель-логопед

_________________/________/

Социальный педагог

_____________/________/

Учитель-дефектолог

_________________/________/

С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка
ознакомлен(а)
Подпись
родителей
(законных
представителей)
____________________________________________________________________________
Дата «___»___________ 202__ г.

19

Приложение № 2
Шапка/официальный бланк ОО
--------------------------------------------------------------------------Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
N ____

от "__" __________ 20__ г.

Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия
(мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1. ...
2. ...
Ход заседания ППк:
1. ...
2. ...
Решение ППк:
1. ...
2. ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных
и проверочных работ и другие необходимые материалы):
1. ...
2. ...
Председатель ППк ______________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
ФИО
ФИО
Другие присутствующие на заседании:
ФИО
ФИО

20

Приложение № 3
Шапка/официальный бланк ОО
--------------------------------------------------------------------------Коллегиальное заключение психолого-педагогического
консилиума (наименование образовательной организации)
Дата "__" _____________ 20__ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:

Класс/группа:

Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении,
адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих
трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической
помощи.
Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Приложение:
(планы коррекционно-развивающей работы,
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):

индивидуальный

Председатель ППк _________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

21

Приложение № 4
Представление психолого-педагогического консилиума
на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в образовательную организацию;
- программа обучения (полное наименование);
- форма организации образования:
1. в группе/классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя
начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе
индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация,
особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с
ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими
расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в
другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком
одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше
всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной
организации:
1.
Краткая
характеристика
познавательного,
речевого,
двигательного,
коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную
организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно
отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2.
Краткая
характеристика
познавательного,
речевого,
двигательного,
коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает,
отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3.
Динамика
(показатели)
познавательного,
речевого,
двигательного,
коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне
незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за
период нахождения в образовательной организации3.
-------------------------------3Для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

22

5. Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для
обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров
(в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного,
среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в
соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия),
регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления4:
-------------------------------4Для

подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.

- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции,
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится
к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована "на словах");
- самосознание (самооценка);
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации5:

23

-------------------------------5Для

подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.

- совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
- наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
- проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к
животным), склонность к насилию;
- оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает
наоборот);
- отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам
(пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
- сквернословие;
- проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
- отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
- повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных
групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
- дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы
(конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической
работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику
в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости,
заверенный
личной
подписью
руководителя
образовательной
организации
(уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной
организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического
консилиума,
Представление
готовится
педагогом
или
специалистом
психолого-педагогического
профиля,
в
динамике
наблюдающим
ребенка
(воспитатель/учитель
начальных
классов/классный
руководитель/мастер
производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог).

24

Приложение № 5
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования
специалистами ППк
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.)
рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
"__" ________ 20__ г./___________/_________________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 6
Форма Журнала записи обучающихся на ППк
№
п/п

Дата,
время

ФИО
ребенка
(класс)

Дата
рождения

Инициатор
обращения

Причина
обращения

Дата (даты)
консультирования
специалистами

Плановое или
внеплановое
заседание

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».