Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся на уровне среднего общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:
[ректор МЖ)У
1таль$шская СОШ»
/ /Маркова С.В. /
дказ Щ-Л
- 'C L -.
'Ж »

Рассмотрено и принято на методическом совете
Протокол №

^

от « _ £ /_ »

—2018г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте по ФГОС ООО
МАОУ «Натальинская СОШ»
I, Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации основной
общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Натальинская
СОШ» и на основании
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации» ст. 20. п.3,4,5, ст.34. п.23,
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, п. 18.1.3.,
18,2.1.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является
неотъемлемой частью образовательной деятельности и является обязательной для
обучающихся на уровне основного общего образования.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательной
деятельности по ФГОС.
1.4. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность - один из путей повышения мотивации и эффективности учебной
деятельности в основной школе.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.6. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, др.).
1.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося либо в период обучения в 8 классе, либо в 9 классе (при условии, если в 8
классе по определенным причинам обучающийся не защитил проект).
1.9. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно
получению неудовлетворительной оценки по конкретному учебному предмету, в рамках

которого обучающийся разрабатывает проект. Такие ученики допускаются к
итоговой государственной аттестации при условии ликвидации академической
задолженности.
1.10. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.11. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца
об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется
в свободную строку или в строку на странице «Дополнительные сведения».
1.12.
Учащиеся, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность,
могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д.
муниципального, регионального, федерального, международного уровней.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной
на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для
учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Учебное исследование – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех
черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает
исследование.
III. Цели итогового проекта
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных
и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения,др.).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6.
Вовлечение
обучающихся
в
социально-значимую
творческую,
исследовательскую и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Особенности итогового проекта
4.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но
и на создание продукта, имеющего значимость для других.
4.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.

V. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата – продукта,
обладающего определенными свойствами и
необходимого
для
конкретного
использования
Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле

Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск
в какой-то области, формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный
результат
–
тоже
результат
Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений

VI. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.
6.2. Тема проекта (учебного исследования) должна быть интересна для
обучающегося и совпадать с кругом интереса учителя.
6.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
обучающемуся, а уже потом науке.
6.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия.
6.5. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований, как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного
исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых
для успешной реализации выбранного вида проекта.
6.6. Следует обеспечить педагогическое сопровождение проекта, как в отношении
выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы
и используемых методов (методическое руководство).
6.7. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки
итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового
характера проекта или исследования) каждого участника.
6.8. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы в очной форме, иметь итоговую оценку по установленным школой
критериям.
6.9. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование
каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на
эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
VII. Формы организации проектной деятельности
7.1. Виды проектов:

информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории;

исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с
подлинным научным исследованием;

творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);


социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на
решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или
общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной
ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной
идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп;

игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается
открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта;

инновационный (предполагающий новый организационно-экономический
механизм внедрения).

прикладной
отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников.

технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих
элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.

бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися
опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы
деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть
любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты.
д) мультимедийный продукт, чертеж изделия, содель изделия, бизнес-план, газета,
видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала.
электронное учебное пособие. выставка, презентация (устная, компьютерная) или иной
продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
7.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной
из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту
(объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения
проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для
конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание
особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и
самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области
деятельности.
7.4. По количеству участников:


индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью
педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник;
7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего
проекта.
VIII. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
8.1. На урочных занятиях:
 урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита
исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых
мыслей;
 учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
 домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяженное во времени.
8.2. На внеурочных занятиях:
 исследовательская практика обучающихся;
 образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета дают
большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности
учащихся;
 научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает
в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и
итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,
интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с
представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с НОУ других школ;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, других
мероприятиях.

IX. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
Обучающиеся должны научиться:
9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность
будущей деятельности.
9.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый
инструментарий.
9.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
9.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта.

9.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц
для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
9.7. Самооценивать ход и результат работы.
X. Организация работы по выполнению итогового проекта
10.1. В выполнении итогового проекта принимают участие обучающиеся 8 – 9
класса: у обучающегося есть возможность защитить проект либо в 8 классе, либо в 9
классе.
10.2. Для выполнения итогового проекта обучающемуся определяется
руководитель проекта.
10.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающегося являются все учителя школы и педагоги дополнительного образования.
10.4.
Кандидатуры
руководителей
согласовываются
обучающимся
с
координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы –
заместителем директора по учебной работе.
10.5. Вид проектной деятельности определяется обучающимся совместно с
руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления
развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
10.6. Определение тематики и выбор руководителя индивидуального проекта
обучающимся производится в начале учебного года (не позднее октября).
10.7.Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК,
пишут проекты в упрощенной (элементарной форме), которая с учетом возможностей
ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем.
10.8. Работа над проектом осуществляется в соответствии с планом (см.
Приложение 1).
10.9. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования,
методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
10.10. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение,
компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия,
стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и
т п.
XI. Требования к оформлению итогового проекта
11.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки
зрения и отражать содержание проекта.
11.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение,
основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного
листа изложены в Приложении 2.
11.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и
предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на
раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия
может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь
цели;
- указываются методы и методики, которые использовались при разработке
проекта;
- формулируется гипотеза;

- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»,
«практическая значимость».
11.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов.
Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - исследовательский
(практический).
11.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли
поставленные цели, решены ли задачи.
11.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее –
2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 1,5 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое
приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
11.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не менее 10 машинописных страниц.
Для приложений могут быть отведены дополнительные стандартные страницы.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений –
римскими цифрами.
11.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008: в алфавитном порядке: фамилии
авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства,
количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор,
наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на
которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке
литературы).
11.9. План (алгоритм) разработки проекта.
№

Этап/ срок

1.

Подготовительный
(Май - Сентябрь)

2.

3.

Содержание работы

Форма представления
результата
Список тем проектов (май)

Определение темы, цели и задач
индивидуального итогового проекта
Утверждение списков обучающихся и Приказ (сентябрь)
руководителей.
Определение тем, назначение
руководителей
Планирование
Формулировка проблемы.
План работы над проектом
(Октябрь)
Определение источников
информации, способов сбора и
анализа.
Определение способа представления
результата.
Установление процедур и критериев
оценки результатов.
Работа над проектом Выдвижение гипотез, сбор
Отчет руководителей
(Ноябрь-декабрь)
информации, решение
индивидуальных итоговых
промежуточных задач.
проектов обучающихся на
Подбор инструментария и его
методическом совете о
применение.
степени готовности к защите
Консультирование.
Подготовка конечного продукта.

4.
5.

Коррекция, оценка
результата (январь)
Рефлексия. Защита
индивидуального
итогового проекта
перед комиссией
(февраль-март)

Формулировка выводов.
Экспертиза проекта.
Выводы и предложения.

Допуск к защите (протокол
ШМО)
Защита проектов.
Определение уровня
сформированности
метапредметных
планируемых результатов

XII. Защита итогового проекта, подведение итогов
12.1 Презентация и защита проектных работ производится на уроке или в
специально отведенный день с привлечением комиссии.
12.2. Для проведения презентации и оценки проектно-исследовательских работ
приказом по школе создается специальная комиссия, в состав которой могут входить
учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы
школы, родители и иные квалифицированные работники.
12.3. Защиту проекта осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-8
минут.
12.4. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями
школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и не более 7 человек. В
состав комиссии входит научный руководитель проекта обучающегося, который
защищается.
12.5. По решению специальной комиссии выставляется отметка, лучшие работы
обучающихся могут быть рекомендованы к представлению на конференции разного
уровня, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней, (по
согласованию с автором проекта) размещаются на сайте школы.
12.6 Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты
принадлежат образовательному учреждению.
12.7. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при
условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы,
занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
12.8. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляет
заместитель директора по учебной работе.
XIII. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
(см. Приложение 3)
13.1. Этапы процедуры защиты:
I этап – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций,
ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
13.2. Регламент выступления участников – 5-8 минут, дискуссия – 5 минут.
13.3. В дискуссии участвуют члены жюри, участники защиты проектов.

Приложение 1
План работы по индивидуальному проекту
обучающегося ______ класса МАОУ «Натальинская СОШ»

____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество обучающегося

1. Предварительная тема проекта
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ФИО руководителей проекта по предварительной теме, должность
_____________________________________________________________________________
3. Утверждённая тема проекта
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ФИО руководителей проекта в утверждённой редакции, должность
_____________________________________________________________________________
5. Рецензент проектной работы
_____________________________________________________________________________
График консультаций по проекту
Содержание консультации

Срок

Отметка о
выполнении
(подпись
руководителя)

Определение темы, списка необходимой литературы, источников
информации.
Составление плана работы над проектом, определение цели и задач.
Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения.
Выбор необходимого инструментария для работы над проектом
(материально-технические ресурсы).
Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство.
Создание целостного текста проекта (оформление конечного
результата, продукт) и его редактирование.
Формулировка выводов и обобщений.
Подготовка к защите проекта. Оформление паспорта и папки.
Тренировочное публичное выступление. Коррекция
Подготовка компьютерной презентации проекта.
Тренировочное выступление с презентацией.

6. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта
_____________________________________________________________________________
7. Отметка о сдаче проекта и его презентации.
_____________________________________________________________________________
8. Особые мнения членов комиссии
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Члены комиссии: _____________ _______________________________
_____________ _______________________________
_____________ _______________________________

Приложение 2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

Проектно-исследовательская работа
Тема: «__________________________»
Выполнил:

Руководитель:

Натальинск, 20__г.

Приложение 3
Критерии оценки уровня сформированности УУД
в ходе реализации и защиты проекта
Критерии
1. Разрешение
проблем

2. Целеполагание

3. Планирование
деятельности

4. Планирование
продукта и
прогнозирование
результатов
деятельности

Проявленный уровень
Регулятивные УУД
Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной
учителем
Ученик объясняет причины, по которым он выбрал работу именно
над этой проблемой, формулирует проблему своими словами.
Выражает свое отношение к проблеме, указывает свое видение
причин и последствий ее существования (понимает, что именно его
не устраивает в существующем положении дел).
Не только описывает существующую ситуацию, но и описывает
желаемую, делает прогноз (что может измениться, если проект будет
реализован? почему прогнозируемая ситуация лучше
существующей?)
Видит противоречия между существующей и желаемой ситуацией,
делает попытку самостоятельной формулировки проблемы,
оценивает проблему как решаемую или не решаемую для себя.
Ученик подтвердил понимание цели и задач, сформулированных
учителем.
Ученик подтвердил понимание цели, предлагает деление ее на
задачи (задачи указывают на промежуточные результаты, а не
являются этапами работы над проектом). Задачи соответствуют цели
Ученик формулирует цель и задачи, связанные с проблемой
(указывает, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую
сторону после достижения цели)
Не просто формулирует цель и задачи, а предусматривает риски и
препятствия по их достижению, показывает способ устранения
причин существования проблемы.
Демонстрирует видение различных способов решения проблемы
(видит альтернативные решения)
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в
ходе работы над проектом, описал последовательность этапов
работы.
Ученик выстроил в хронологической последовательности
необходимые действия, указал время, необходимое для выполнения
действий, шагов, сформулированных совместно с учителем.

Балл

Ученик зафиксировал результаты текущего контроля за ходом
проекта или спланировал текущий контроль с учетом специфики
деятельности (шагов)
Ученик предложил действия (шаги, этапы) в соответствии с задачами
и определил некоторые необходимые ресурсы
Ученик совершает хронологическое разделение задач на шаги,
обосновывает необходимые для реализации проекта ресурсы
(временные, материально-технические, информационные, и др.)
После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

3

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал
получить. Обозначил характеристики продукта, важные для его
использования. Знает область применения продукта.

2

Ученик описал характеристики продукта с учетом заранее заданных
критериев оценки продукта. Знает характеристики продукта, которые
могут повлиять на оценку его качества (критерии могут быть
спланированы совместно с учителем)

3

1
2
3

4

5

1
2

3

4

5
1

2

4
5

1

5. Оценка
результата
(полученного
продукта)

6. Оценка
результата (оценка
продвижения в
проекте)

7. Поиск
информации
(определение
недостатка
информации)

8. Поиск
информации
(получение
информации)

Ученик обоснованно называет потенциальных потребителей
продукта и области его использования. Формулирует рекомендации
по использованию продукта другими людьми.

4

Ученик спланировал продвижение продукта или указал границы
использования продукта.
Ученик высказал оценочное отношение к продукту (нравится – не
нравится, хорошо – плохо, и т.п.), объяснил свое отношение к
полученному продукту.
После завершения проекта ученик сравнил ожидаемый и
полученный продукт, сделал вывод о соответствии продукта
замыслу, сделал вывод («то, что я хотел получить…, потому что…»,
«в целом то, но …» и т.п.)
Ученик оценил продукт в соответствии с заранее заданными
учителем критериями (с учителем обсуждалось, какой продукт мог
бы считаться хорошим)
Ученик сам предложил критерии (два и более) для оценки продукта
(остальные критерии предложил учитель)
Ученик предложил исчерпывающий перечень критериев для оценки
продукта.
Ученик выражает удовлетворение или неудовлетворение своей
работой, обозначает затруднения, которые он испытывал.
Ученик указывает слабые и сильные стороны работы над проектом,
связанные как с достижением цели, так и отдельных задач, качеством
полученного продукта, реакцией аудитории на презентацию.

5

Ученик оценивает, чему он научился, либо определяет недостающие
знания и умения для достижения цели.
Ученик оценивает не только собственные успехи и затруднения, но и
трудности, вызванные внешними обстоятельствами, которые он не
учел или не мог предусмотреть.

3

Ученик не только выделяет новую информацию, полученную в
рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но
и обобщает способ решения разных проблем, которым
воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на
другие области своей деятельности.

5

Познавательные УУД
Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во
время обсуждения с руководителем плана работы над проектом.
Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу,
поставленному учителем или самостоятельно, необходима для
выполнения проекта.
Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он
планирует получить информацию, рекомендованную учителем.
Ученик самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет
производить поиск информации.
Ученик не только формулирует потребность в информации, но и
выделяет важную и второстепенную для решения проблемы
информацию. В случае возникновения сомнений в достоверности
информации, проверяет ее, пользуясь несколькими источниками
разных видов.
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного
учителем источника.
Ученик зафиксировал информацию из нескольких, указанных
учителем, источников.

1

2

3

4
5
1
2

4

1
2

3
4
5

1
2

9. Обработка
информации
(критическое
осмысление
информации)

10. Обработка
информации
(умение делать
выводы на основе
полученной
информации)

11. Письменная
коммуникация

12. Устная
коммуникация
(монологическая
речь)

Ученик предложил способ фиксации, систематизации данных и
сведений из различных источников, часть которых он определил
самостоятельно.
Ученик охарактеризовал источники информации, которыми он
воспользовался.
Ученик обосновал использование источников информации того или
иного вида.
Ученик изложил полученную (от учителя, родителей) информацию.

3

Ученик задал вопросы на понимание информации, определил новую
для себя информацию. Ученик определил несовпадения в
предложенных учителем (руководителем проекта) сведениях.

2

Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте
содержания проекта.
Ученик указал на выходящие из общего ряда, противоречащие друг
другу сведения; реализовал предложенный учителем способ
разрешения противоречия или проверки достоверности информации.

3

Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки
достоверности информации.
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в
полученном источнике, без искажений смысла. Привел пример,
подтверждающий вывод, из полученного источника.

5

Предложил свою идею, основываясь на полученной информации.
Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе
полученной информации и привел хотя бы один аргумент.

2

Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе
полученной информации и привел несколько аргументов или данные
для его подтверждения.
Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек
зрения или сопоставления первичной и вторичной информации.

3

Ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.

5

Коммуникативные УУД
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и
вспомогательной графики, заданных образцом.
Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно
использовал вспомогательные средства.
Ученик поставил цель письменной коммуникации и верно определил
(выбрал) жанр текста.
Ученик грамотно изложил вопрос, самостоятельно предложил
структуру текста в соответствии с нормами выбранного жанра.
Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных
цели коммуникации.
Предварительно с помощью учителя составлен план выступления,
которым пользуется во время презентации. Речь соответствует
нормам русского языка.
Ученик самостоятельно готовит выступление. Соблюдает нормы
языка и регламент.
В монологе ученик использует для выделения смысловых блоков
своего выступления вербальные средства (например, прямое
обращение к аудитории, риторические вопросы и восклицания) или
паузы и интонирование. Подготовил наглядные материалы для
презентации своего проекта с помощью учителя.

4
5
1

4

1

4

1
2
3
4
5
1

2
3

13. Устная
коммуникация
(ответы на вопросы
– диалог)

14. Продуктивная
коммуникация
(работа в группе)

Ученик использовал как вербальные, так и невербальные
(жестикуляцию, мимику) средства общения, подготовил наглядные
материалы для презентации своего проекта с помощью учителя.
Ученик использовал вербальные, невербальные средства общения,
кроме того, самостоятельно подготовил наглядные материалы для
презентации своего проекта.
В ответ на вопрос ученик повторил фрагмент своего выступления.

4

В ответ на вопрос ученик приводит дополнительную информацию,
не прозвучавшую ранее в выступлении, пояснил понимание
терминов.
Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в
развитие темы. Ученик проявил понимание причинно-следственных
связей.
Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на
дискредитацию его позиции, и апеллировал к объективным данным,
авторитету или своему опыту.
Ученик высказал свое мнение к вопросу, заданному на
дискредитацию позиции, и привел новые аргументы.

2

Ученик высказывал свои идеи, следуя теме и процедуре обсуждения,
свое отношение к идеям других членов группы, если к этому
стимулировал учитель
Ученик разъяснял свою идею, предлагая ее, аргументировал свое
отношение к другим идеям.

1

Ученик задает вопросы на уточнение и понимание идей членов
группы, высказывает собственные идеи в связи с идеями,
высказываниями других участников (способен подхватывать и
развивать чужие идеи).
Ученик способен уточнять совпадения и расхождения позиций,
выявляя суть разногласий. Использует приемы выхода из ситуации,
когда обсуждение заходит в тупик, резюмирует причины, по
которым группа не может добиться результатов обсуждения.

3

Предлагает выходы из тупиковых ситуаций, дает сравнительную
оценку предложенных идей, оценивает идеи, а не товарищей, готов к
сотрудничеству ради достижения общего результата.

5

5

1

3

4

5

2

4

Примечание: отметка выставляется как среднее арифметическое всех критериев сформированности
УУД.

С Положением об итоговом индивидуальном проекте по ФГОС ООО
ознакомлены:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Фамилия ИО (имя отчество
инициалы)

Должность

Дата
ознакомления
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018
«__»_______2018

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».